Сущность и методы регулирования цен


Понятие цен, методы регулирования цен


Понятие и виды цены

С возникновением товарно–денежных отношений общество вступило в такую фазу развития, при которой взаимосвязи между товаропроизводителями и обществом (с одной стороны), а также между отдельными товаропроизводителями (с другой) реализуются благодаря использованию механизма формирования цен на производимые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги).

Цена – это количество денег (или их эквивалента), уплачиваемое за единицу данного товара, т.е. продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации на сторону

Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формационной принадлежности. Причина этого не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара, но еще и в том, что цена – это квинтэссенция экономических интересов участников товарно–денежных отношений, проявляющая себя в сохранении или увеличении главной компоненты цены – прибыли.

Предпосылкой гармонизации прибыли является объективная заинтересованность любого общества в более полном удовлетворении необходимых и возрастающих потребностей всех его членов, что, в свою очередь, требует совершенствования материально – производственной базы, так как только на этой основе возможно увеличение производства продукции за единицу времени, освоение выпуска новых видов товаров (оказание новых видов услуг).

Объективно необходимое требование обновления и совершенствования сферы материального производства (силовых машин, оборудования, вычислительной техники и т.п.) не всегда согласуется с намерениями отдельно взятого товаропроизводителя: последний будет индифферентен к внедрению каких–либо усовершенствований до тех пор, пока будет получать желаемую массу прибыли, используя традиционные устройства и способы (технологии).

Однако подобного рода ситуация не может быть раз и навсегда данной: в силу действия закона возрастающих потребностей товаропроизводитель рано или поздно вынужден будет увеличить расходы на оплату труда, что приведет к снижению рентабельности продукции и заставит этого товаропроизводителя либо увеличить цены, либо (если рынок не позволит этого сделать) затратить средства на внедрение таких технических усовершенствований, которые позволили бы (в результате снижения издержек) сохранить неизменной или увеличить массу прибыли.

Именно таким образом, стимулируя обновление и совершенствование материально–производственного потенциала общества, цены гармонизируют, уравновешивают экономические интересы всех участников товарно–денежных отношений.


Классификация цен

Используемые в хозяйственной практике цены могут быть классифицированы по различным основаниям, из которых наиболее общими являются:

1) классификация по экономическому механизму формирования цен;

2) классификация цен по виду хозяйственной деятельности.

Основные типы механизмов формирования цен.


Механизмы формирования цен

Практике товарного производства известны следующие механизмы формирования цен:

а) маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения;

б) нормативный, или формирование цены на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен) и в рамках известных нормативных актов (методик, директив, постановлений, законов и т.п.); формирование цен в рамках нормативного механизма осуществляется одним из следующих методов: нормативным, параметрическим или нормативно–параметрическим;

в) механизм комбинированного типа, с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подходов: маркетингово–нормативный, формируемый на базе маркетингового механизма; используемые методы расчета цен: полных, прямых или предельных затрат; на базе стандартных, или нормативных, издержек производства; на базе целевой, или нормативной, величины прибыли; нормативно–маркетинговый, формируемый на базе нормативного подхода.

Каждому из названных механизмов ценообразования соответствует вполне определенный механизм учета затрат в цене. Нормативный механизм предполагает преимущественно централизованное регулирование, сердцевину которого составляет планирование с учетом достигнутых предприятием результатов. Имея ряд неоспоримых преимуществ (перекрытие каналов увеличения расходов, не связанных с ростом физических объемов производства; возможность, путем установления дифференцированных нормативов, нивелировать различия во внутрипроизводственных социально–экономических условиях – в целях обеспечения примерно одинаковой оплаты труда работников одинаковой квалификации на различных предприятиях страны; централизация финансовых ресурсов с последующим инвестированием ключевых направлений научно–технического прогресса и ряд других), этот механизм инновационного развития постепенно сковывает инициативу – в силу того, что нормативно определяет не только издержки, но и желаемые размеры их снижения за счет мероприятий технического и организационного развития.

Маркетинговому подходу (если рассматривать рынок эпохи свободной конкуренции как предложение по ценам, зависящим от спроса) соответствует стихийно–рыночный механизм формирования затрат, экономическое содержание которого составляет необходимость выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли (при данных ценах) и противодействие тенденции нормы прибыли к понижению (в связи со снижением издержек на единицу продукции в результате внедрения новых устройств и способов). Для этого подхода характерны: с одной стороны, – независимость товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов», а также стоимостных показателей, в том числе цен; с другой стороны, – полное или почти полное отсутствие воздействий правительства на принятие товаропроизводителями решений по ценам.

Маркетингово–нормативный механизм, возникающий из маркетингового в направлении нормативного, как и маркетинговый, функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании стоимостных и натуральных показателей. Однако, в отличие от последнего, предполагает усиление роли правительства в принятии решений по ценам.

С усилением роли правительства в формировании цен претерпевает изменения и механизм инновационного развития: не меняя своего экономического содержания, из стихийно–рыночного он превращается в регулируемо–рыночный, при котором правительство оказывает регулирующее воздействие не только на ценовую политику, о чем было сказано выше, но через финансовую политику (бюджетное финансирование) и на развитие ключевых направлений научно–технического прогресса.

Нормативно–маркетинговый механизм формирования цен, вырастающий из нормативного в направлении маркетингового, основывается не на усилении функции правительственного регулирования политики цен, а на ее ослаблении. Этот механизм сложился, к примеру, в России и странах Восточной Европы как результат экономической политики, ориентированной на либерализацию цен.

Классификация цен в зависимости от используемого механизма их формирования (маркетингового, нормативного, механизма комбинированного типа) учитывает различную степень влияния центральных и местных органов управления, в соответствии с которой все цены могут быть объединены в 3 основные группы – свободные, регулируемые и фиксированные цены.

Принцип функционирования механизма свободного ценообразования – соблюдение исключительно формальных процедур при установлении цен, а именно: обязанность поставщика (или продавца) согласовывать с получателем цены на поставляемую продукцию (либо уведомлять покупателей о стоимости товаров и услуг); свободные цены складываются исключительно под влиянием спроса и предложения, а органы управления могут оказать разве что косвенное воздействие на уровень устанавливаемых цен.

Регулируемые цены ограничивают себестоимость и/или прибыль поставщика (продавца) посредством установления соответствующих норм и нормативов.

Фиксированные цены формируются на базе нормативного подхода, который в данном случае предполагает фиксацию цен, а также слагаемых цены (себестоимости и прибыли).


Классификация цен по видам экономической деятельности

Классификация цен по виду экономической деятельности отражает, прежде всего, отраслевую структуру народно–хозяйственного комплекса страны, особенности формирования цен в его первом и втором дивизионах. В таблице 1 приведены примеры цен (наименования цен и соответствующие им определения), структурированных по видам экономической деятельности.

Таблица 1 – Примеры цен по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности Наименование цены Определение цены
Промышленность Отпускная (оптовая) цена предприятия Цена, по которой реализуется и закупается продукция промышленного предприятия
Торговля Розничная цена Цена, по которой товары реализуются в розничной сети.
Сельское хозяйство Закупочная цена Цена, по которой производятся закупки сельскохозяйственной продукции у фермеров (сельскохозяйственных предприятий).
Строительство Сметная цена (сметная стоимость) Полный перечень всех работ, расцененных по известным нормам и нормативам.
Прейскурантная цена Цена на единицу продукции (м3 кирпичной кладки, м2 окрашиваемой поверхности и т.п.).
Договорная цена Цена, устанавливаемая по соглашению сторон.
Транспорт Тарифы пассажирского и грузового транспорта Стоимость проезда пассажиров (перевозки определенного количества грузов).
Связь Тарифы на услуги связи Стоимость услуг: а) почтовой, б) междугородной телефонной, в) местной телефонной, г) телеграфной связи, д) радиосвязи, е) мобильной связи и т.п.

Что касается видов цен, которые выделяются в экономике, то следует отметить, что большая часть классификации цен в экономике основана на том, к каким объектам они привязываются, то есть характеристикой ценности какого товара они являются.

Определенный научный и практический интерес все же представляет классификация цен в зависимости от свободы их формирования, поскольку именно такая классификация цен имеет прямое отношение к науке гражданского права. Соответственно можно выделить свободные цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, без какого–либо властного воздействия в чем бы оно не выражалось. Регулируемые цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения, но при воздействии государства путем установления минимальных или максимальных цен, иначе говоря, путем очерчивания определенных пределов свободы рынку. Имеются также и фиксированные цены, которые устанавливаются самим государством без воздействия рынка.

Данная классификация вполне применима и представляет определенный интерес для науки гражданского права. Следует в целом заметить, что наибольшее отношение к самому гражданскому праву имеют свободные цены, формирующиеся в рамках спроса и предложения на рынке, но в некоторых правовых нормах встречаются также случаи регулируемых, и даже фиксированных цен.

Цены можно классифицировать также на группы в зависимости от субъекта их формирующего. Так, формирование цены может быть предоставлено непосредственно тому лицу (или тем лицам), которое изъявляет волю в договорных или иных правоотношениях: это наиболее распространенный случай, к примеру, при формировании цены в договоре купли–продажи, цена определяется по усмотрению сторон, преимущественно продавца. Бывает, однако, так, что цена устанавливается, минуя волю сторон. Например, цена может быть установлена плановым актом, может быть произведена обязательная оценка имущества, может быть установлена цена, используемая при сравнимых обстоятельствах и договорах.

Таким образом,  правильнее классификацию проводить по признаку, согласно которому требуется определить, является ли субъект, устанавливающий цену, субъектом конкретного правоотношения, для которого устанавливается цена, или не является.


Сущность регулирования цены

Регулирование цен — это норма для современной мировой экономики. Большинство стран регламентируют (устанавливают) цены на топливно–энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства.


В условиях современной экономики, для того чтобы добиться хорошего результата предпринимателям необходимо понимать, как грамотно установить цены на производимые товары и предоставляемые услуги, т.к. для потребителей самым главным фактором в выборе покупки является цена.

Ценообразование для любого производителя служит причиной процветания и развития их бизнеса. Верные способы ценообразования, с умом установленная ценовая политика являются решающими составляющими для ведения успешного бизнеса в непростых условиях рыночных отношений.

Цена – одна из основных экономических величин, которая используется производителем для продажи единицы продукции потребителю.

С помощью цен устанавливаются отношения между покупателем и производителем, и создаются некие представления о ней, которые способны влиять на ее изменение. Цены определяют прибыльность компании, а также ее рентабельность и жизнеспособность, благодаря которым компанию можно назвать финансово стабильной и конкурентоспособной.

При выборе какой–либо покупки покупатель постоянно сравнивает цену со своими предположениями о ее величине. В итоге покупатель выбирает тот товар, у которого цена ниже предполагаемой или почти равна ей. То есть покупатель выбирает тот товар, покупка которого, по его мнению, будет наиболее выгодной. По представлению продавца же наоборот цена должна быть как можно выше, так как она является вознаграждением за его труд.

Учитывая это, цена является одним из основным показателем рынка для всех его участников. При этом рыночные цены формируются под действием множества факторов, такие как спрос, предложение, эластичность (чувствительность спроса и предложения при перемене некоторых факторов), регулирование цен и т.д. На основе перечисленных факторов построены рыночные методы ценообразования. Они заключаются в подсчете спроса на продукцию и степени конкуренции на рынке. Эти методы типичны для перспективных, конкурентоспособных рынков.

Метод «запечатанного конверта» применяется в областях, где несколько компаний принято вести тяжелую конкуренцию за приобретения контракта. При определении торга исходят из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена назначается на более низкой по сравнению с ними степени. Если произведенная продукция обладает какими–то свойствами, отличающими его от конкурентов, или воспринимается клиентами как другая продукция, цену на него можно назначить, не глядя на цены конкурентов.

Метод ощущаемой ценности товара основывается на индивидуальной оценке клиентом ценности продукции или услуги. Эта оценка обуславливается различными факторами: от получаемой отдачи при использовании товара, от возникающих дополнительных психологических преимуществ, от уровня послепродажного обслуживания, предоставляемого продавцом покупателю. Цена определяет спрос, т.е. сколько клиент готов отдать за продукцию с установленными потребительскими свойствами. Когда спрос увеличивается, устанавливается высокая цена, и наоборот, когда спрос уменьшается – низкая цена.

Метод следования за лидирующим предприятием (компании) основан на том, что предприятия при установлении цен основывается на цены конкурентов. При этом продавец может отодвигать в сторону свою цену от цены лидирующей компании, но в разумных рамках, которые обоснованы совершенствами продукции.

Неотъемлемой частью методики ценообразования являются принципы ценообразования, которые характеризуют и составляют основу системы цен.


Принципы ценообразования

К принципам ценообразования относятся:

1. Целевая направленность цен. Т.е. выделение приоритетных экономических и социальных проблем, на решение которых должно повлиять изменение цен.

2. Научное обоснование цен. Т.е. необходимо учитывать объективные экономические законы развития экономики рынка. К таким относятся закон стоимости, закон спроса и предложения и т.д.

3. Непрерывность процесса ценообразования. В данном принципе выделяют два направления:

– с учетом изменения цен на каждом этапе производства;

– изменение действующих цен из–за снятия с производства морально устаревших товаров или освоения новых видов товаров.

4. Единство процесса ценообразования и контроль поведением цен. То есть, данный принцип основывается на регулирование цен на продукцию государством. А также частью этого принципа является правильное применение правил и принципов ценообразования, установленных действующим законодательством.


Факторы установления цен

Кроме того, важным частью ценообразования являются внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы в отличие от внутренних не зависят от деятельности предприятия, а обуславливаются изменением условий как внутри страны, так и за ее пределами. Среди внешних факторов можно выделить четыре основные категории: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения, государство.

При все этом существует свободное ценообразование, когда цена не ограничена внешними факторами. Такая цена получается в результате договоренностей между покупателем и продавцом.

Таким образом, в условиях рынка ценообразование представляет собой непростой процесс, на который оказывает влияние множество факторов.

Установление цены – один из главных элементов экономики, который воздействует на рынок, ввиду того, что степень и соответствие цен на определённые виды товаров, особенно на те, что конкурируют между собой, оказывают основное влияние на размеры покупок, что делают потребители каждый день. Они находятся в близком контакте со всеми определяющими экономики, во многом подчиняются настоящие коммерческие итоги, а правильная или неверная ценовая политика показывает долговременное влияние на положение предприятия на рынке.

Таким образом, экономическое регулирование цен – это косвенное воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма. Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий.


Методы регулирования цены

Государственная ценовая политика реализуется через определение порядка формирования цен и их регулирования, контроль за соблюдением дисциплины цен, пресечение действий монополистических структур с целью создания равных конкурентных условий всем предприятиям и предпринимателям. Регулирование цен заключается в том, что с помощью законодательных, административных и бюджетно–финансовых мероприятий государство воздействует на цены таким образом, чтобы обеспечивать развитие экономической системы, способствовать свободе предпринимательства, защищать предприятия различных форм собственности, содействовать конкуренции, контролировать инфляцию и смягчать ее последствия для населения и предприятий.

Государственная политика регулирования цен реализуется в следующих основных прямых и косвенных формах:

– государственное лимитирование уровня цен, которое выражается, прежде всего, в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;

–   государственное финансовое регулирование уровня цен, которое связано с возможным дотированием из соответствующих бюджетов – федерального, и особенно субъектов федерации и местных, отдельных видов продукции сельского хозяйства и промышленности например, мяса, молока, яиц, хлеба, сахара, фармацевтической продукции для отдельных категорий граждан;

– государственное монопольное установление цен, которое жестко проявляется например, при продаже золотодобытчиками своей продукции государству по государственным сдаточным ценам для дальнейшего использования на нужды ювелирного производства и пополнения золотых запасов страны, установлении цен на другие драгоценные металлы и камни, а также металлы, элементы и вещества, составляющие монополию государства на их производство, добычу и использование;

–  государственное косвенное регулирование цен, которое проявляется, например, в государственной таможенной политике установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно–импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции. Косвенное регулирование не означает отсутствие воздействия на уровень цены. Однако такое воздействие не связано непосредственно с установлением или фиксацией новой цены. Косвенное регулирование цен может проявляться и в выделении целевого государственного финансирования в отдельные народнохозяйственные комплексы, имеющие определяющее значение в формировании общего уровня оптовых (отпускных) и розничных цен. К таким базовым отраслям хозяйства, от уровня цен и тарифов на продукцию которых фактически зависит  вся ценовая система страны, могут быть отнесены: электроэнергетика, газовая, нефтяная, нефтеперерабатывающая промышленность, железнодорожный транспорт и др.

Косвенной формой государственной финансовой политики регулирования цен выступает кредитное регулирование цен путем предоставления льготных кредитов, например сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку техники, семян, создание запасов топлива под посевную. Отечественная практика знает неоднократные списания государством долгосрочной и текущей задолженности колхозов и совхозов по банковским кредитам.

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие выводы:

– цена является экономической категорией, отражающей стоимость определенного товара, продукции, работ или услуг;

– под регулированием цен понимается воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма;

– государственная политика регулирования цен реализуется в различных прямых и косвенных формах.

Оставьте комментарий

>