Государственное регулирование цен

Методы и способы государственного регулирования цен



Цели и средства государства в регулировании цен

Ценообразование является важной проблемой в рыночной экономике. Именно цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992 г.

Цены являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система принятия решений в области государственного ценового регулирования. Несмотря на различные изменения, которые произошли за последние годы, и отказ государства от определенной политики полного невмешательства в процесс ценообразования, основной проблемой на сегодняшний день остаётся отсутствие некоторого целостного государственного курса в данной области. То есть, сегодня все действия властей в сфере регулирования цен носят крайне непоследовательный или даже неуправляемый характер. Хотелось бы отметить, что в статье № 71 Конституции РФ говорится о том, что в ведении государства находится установление определенных основ политики ценообразования в стране. На сегодняшний день еще нет такого закона, который смог бы обеспечить проведение в государстве единообразной политики цен, а также тарифного регулирования.

Определение целей управления – это самый первый и важный этап управления, так как субъекты управления стремятся к достижению поставленной цели и соответственно по результатам ее достижения можно судить об эффективности. В.В. Прудников в диссертационной работе писал: «Главная причина провала работы по участию государственных органов в формировании и регулировании цен отсутствие сформулированных целей (подавлении инфляции, тем более любой ценой, не может выступать такой целью)» равно как и ограничение роста платы граждан за услуги ЖКХ в пределах 4%.

Государственное регулирование цен ставит перед собой цель не допустить рост цен в ситуации инфляции, а также способствовать существованию нормальной конкуренции на рынке, которая направлена на использование НТП. Главной задачей перед государством стоит поддержание уровня прожиточного минимума и способности населения купить достаточное количество товаров первой необходимости.

Определенные механизмы, а также принципы регулирования цен со стороны органов власти в РФ разбросаны по огромному количеству различных законодательных актов. Прямое воздействие государства на ценообразование в стране и тарифные ставки делается по большей части именно на ведомственном уровне с помощью большого количества подзаконных актов органов исполнительной власти. Очевидным является то, что такое огромное разнообразие правовых норм сильно замедляет, а также усложняет всю процедуру регулирования цен со стороны государства.

Основные цели государственного регулирования цен представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Цели государственного регулирования цен

Государство может ставить различные цели, но для их реализации необходимо располагать разными ресурсами, которые бы гарантировали достижение цели. Такими ресурсами могут быть:

– государственный бюджет;

– государственная собственность;

– информационные данные;

– внешнеэкономическая торговля;

– законодательная база;

– силовые структуры.

Государство воздействует на цены проводя их регулирование, в результате которого существуют как положительные так и отрицательные моменты.

Воздействие государства на цены бывает двух видов, как уже было сказано ранее: прямое и косвенное.


Способы государственного регулирования цен

В целом можно выделить такие способы государственного регулирования в стране в зависимости от вида цен и роли государства (таблица 2).

Таблица 2 – Способы государственного регулирования в стране в зависимости от вида цен и роли государства. 

Виды цен Роль государства Формы государственного воздействия
Фиксированные государством цены Цены устанавливаются государством – цены установленные государством; – «замораживание» свободных мест на рынке; – фиксация монопольных цен
Регулируемые государством цены Государство определяет нормы для предприятия, а затем само предприятие определяет и устанавливает цены на продукцию – установление предельных цен; – установление предельных нормативов или коэффициентов; – установление предельных значений для розничной цены: – установление граничного уровня одноразового повышения цен; – контролирование со стороны государства за монопольными ценами; – регулирование цен на рынке с помощью установленных цен государственным предприятием
Свободная цена Государством устанавливаются правила деятельности на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию – запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; – запрет на проведение ценовой дискриминации; – невозможность осуществления демпинговой политики; – запрет на недобросовестную ценовую рекламу

Различия в ценах на продукты и услуги в России остаются весьма существенными. На уровень и динамику цен в регионах существенное влияние оказывают факторы производства и логистики, научно–технический прогресс, рынок конкуренции и стабильность региона страны в целом.

Проблема дифференциации ценовой динамики между регионами, использующими одну валюту, характерна не только для России, но и для других государств (США, Канада, страны зоны евро, Китай). В России факторы различий темпов инфляции между субъектами РФ мало изучены.

Вместе с тем, понимание причин, вызывающих разнообразие уровней цен и темпов инфляции в российских регионах может помочь как при прогнозировании инфляции, так и при разработке мер экономической политики, направленной на снижение темпов инфляции в тех субъектах РФ, где они высоки относительно среднероссийских.

Проведя анализ, на основе обзора теоретических работ были выделены факторы, которые могут приводить к различиям в уровнях цен между регионами одной страны. К ним относятся: входящие в потребительскую корзину услуги и другие сложно – перемещаемые между регионами товары, особенности региональной бюджетно–налоговой политики (дотации, субсидии производителям конечной продукции), издержки по доставке торгуемых товаров, уровень конкуренции в сфере розничной торговли, барьеры межрегиональной торговли, различия в фазах делового цикла между регионами, структура экономики региона, институциональные особенности регионального рынка труда, затруднения мобильности трудовых ресурсов между регионами и между отраслями производства.

На основе анализа проблемы стационарности относительных региональных цен отдельных товаров, входящих в фиксированный набор товаров и услуг, в 2005–2017 гг. было показано, что колебания региональных цен относительно постоянного уровня характерны для: базовых продуктов питания (овощи, фрукты, крупы, мясо, некоторые виды молочной продукции), бензина, лекарственных препаратов, предоставляемых государственными компаниями услуг (проезд в общественном транспорте, электроэнергия и т.п.). Напротив, постоянные различия в относительных региональных уровнях цен характерны для предметов одежды, обуви, товаров бытовой химии, мебели. Возможное объяснение этого результата связано с неодинаковым составом, неоднородным качеством и различными функциональными свойствами этих товарных групп в различных регионах.

Стоимость потребительской корзины в самом «дешевом» и самом «дорогом» регионах отличалась примерно в 2,5 раза. При этом проведенные исследования говорят о процессе сближения региональных уровней цен с течением времени, что означает постепенную интеграцию российских регионов в единый рынок. Выполненный эконометрический анализ указывает на то, что основными факторами различий региональных уровней цен в пространстве являются различия в доходах на душу населения между регионами и издержки торговли, обусловленные различной удаленностью регионов друг от друга.

Что касается проблемы дифференциации региональной инфляции, то усредненные за пять лет (2011–2017 гг.) темпы инфляции в субъектах РФ различались не более чем на 2,5 процентного пункта (между регионом, в котором цены росли быстрее всего и регионом, в котором темп прироста общего уровня цен был наименьшим) при среднем значении российской инфляции в 8,6%. С течением времени разброс в темпах роста цен по регионам сокращается, при этом в периоды кризиса (2008–2009 гг., 2014–2017 гг.) вместе с ростом инфляции незначительно увеличивалась и степень ее региональной дифференциации.

На региональный темп инфляции влияют две группы факторов: к первой относятся общие для всех регионов переменные (темп прироста денежной массы, изменение валютного курса, ставка процента и т.п.), а ко второй – специфические или региональные детерминанты (темп роста дохода в регионе, региональный уровень безработицы и т.п.). На основе методов многомерного статистического анализа проведено разделение межрегиональной дифференциации инфляции на объясняемую общими и специфическими факторами. Поэтому около половины различий региональных темпов инфляции приходится на действие специфических факторов.

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли. Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области.

Наблюдением за ценами занимаются органы Федеральной службы статистики. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно–исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

Таким образом, воздействовать на разброс цен между регионами можно с помощью экономической политики, направленной на развитие инфраструктуры, обеспечивающей снижение затрат на логистическую составляющею. Выравнивание региональных уровней цен с течением времени можно также обеспечить за счет мер, стимулирующих ускоренный рост подушевого дохода в регионах с уровнем цены ниже среднероссийского. В субъектах РФ, где цены выше среднероссийского уровня, необходимо реализовывать меры, направленные на стимулирование уровня конкуренции в сфере розничной торговли, что, согласно полученным результатам, будет способствовать выравниванию уровня цен по сравнению со среднероссийским.


Функции и задачи государственного регулирования цен

Государственная политика цен — это целенаправленные действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в экономике и контроль за их соблюдением.          

Задачи государственной ценовой политики: 

1) стимулирование и упорядочение развития рыночных отношений;

2) создание условий для честной и социально направленной конкуренции;

3) создание условий для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;

4) обеспечение безопасности и предсказуемости свободной финансовой деятельности;   

5) обеспечение защиты частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;

6) преодоление инфляционных процессов;

7) достижение экономической и социальной защиты населения.

Компетенция в регулировании цен распределяется по уровням властной вертикали.

На федеральном уровне в составе Министерства экономического развития и торговли РФ учреждены специальные структуры, которые занимаются вопросами ценообразования: Департамент цен и государственных закупок, Департамент тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка. На федеральном уровне ведется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительном комплексе, на железнодорожном транспорте, на рынке связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

На уровне субъектов Российской Федерации проблемы ценообразования рассматривают законодательные и исполнительные органы власти. Часть функций передана муниципальным образованиям. Во всех исполнительных органах созданы специализированные подразделения по проведению ценовой политики — управления или комитеты по ценовой политике. Основные направления государственной ценовой политики в России на долгосрочную и краткосрочную перспективы определяются Правительством РФ. Упор делается на механизм свободного рыночного ценообразования и создание условий для развития конкуренции на рынках России.

В рыночной экономике воздействие на уровень цен оказывают, помимо государства, и частные монополии. В результат регулирование цен осуществляется на двух уровнях: на макроуровне и микроуровне. От того, какую экономическую политику осуществляет государство, во многом зависит рыночная стратегия фирмы.


Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен

Кроме перечня продукции, подлежащей ценовому регулированию, государство может также определять область применения ценового регулирования и органы государственной власти, которые должны обеспечивать контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен.

Органы контроля классифицируются по уровням следующим образом:

1) органы контроля на федеральном уровне. К ним относится Министерство экономики РФ;

2) органы контроля на уровне субъектов РФ. К ним относятся органы исполнительной власти субъектов, которые обеспечивают контроль за ценами в установленных пределах своей компетенции;

3) органы контроля на местном уровне. К ним относятся органы местного самоуправления [4, с. 246–247].

Также правами осуществлять контроль за ценами обладают финансовые органы; органы, обеспечивающие регулирование естественных монополий; органы государственной налоговой службы; антимонопольные органы, а также государственные торговые инспекции и др.

Под нарушением порядка применения цен и тарифов понимается несоблюдение установленных цен; несоблюдение условий, ограничивающих уровень цен; непредставление в соответствии с требованиями органов контроля ценовых документов и других сведений, которые могут понадобиться в процессе проведения проверки.

В полномочия органов контроля входит:

1) проверка всех субъектов предпринимательской деятельности, находящихся в ведении данных органов, на соответствие их ценовой стратегии установленному порядку применения цен и тарифов;

2) наложение финансовых санкций и взысканий штрафов в размере установленной суммы;

3) привлечение к административной ответственности. Также органы контроля могут дать субъектам предпринимательской деятельности в процессе проведения проверки какие—либо обязательные предписания об устранении нарушений.

В сферу полномочий органов контроля местного уровня входят только те субъекты предпринимательской деятельности, которые находятся в муниципальной собственности. Субъекты предпринимательской деятельности, которые подвергаются проверке, должны в установленные сроки предоставить органам контроля цен все необходимые сведения. Причем те сведения, которые являются коммерческой тайной субъекта предпринимательской деятельности, не подлежат огласке. Если в процессе проверки были выявлены какие—либо нарушения порядка применения цен и тарифов, то размер финансовых санкций рассчитывается как разность фактической цены реализации товаров данным субъектом и цены, установленной законодательно или в нормативных актах в пересчете на объемы продаж. В случае если субъект предпринимательской деятельности сам выявил нарушения порядка применения цен и тарифов или ограничивающих условий, то он обязан самостоятельно произвести перерасчет с покупателями. Если такой перерасчет невозможен, в бюджет субъекта должна быть внесена разность фактических цен реализации и цен, установленных в действующем законодательстве, в перерасчете на объем продаж.

Таким образом, сущность государственного регулирования цен заключается, прежде всего в необходимости контроля за их уровнем для обеспечения покупательной способности населения и снижения риска инфляции.

Оставьте комментарий

>