Содержание
Согласно статистическим данным, в нашей стране в расчете на 1000 человек населения, приходится всего 27,6 субъектов малого и среднего бизнеса, что в целом меньше среднемирового показателя на 4,6 чел. Самый большой показатель наблюдается в США, что обусловлено, прежде всего, мощной системой государственной поддержки, которая начала формироваться еще в середине прошлого столетия. Именно капитализм и развитие рыночных отношений способствовало такому развитию системы малого и среднего предпринимательства в США. В России же, в силу специфики развития экономики, а вернее, ее наследственности, значение малого и среднего предпринимательства до сих пор недооценивается.
Для того чтобы определить причины недостаточного развития малого и среднего бизнеса, а также попытаться сформировать решение исследуемых проблем, необходимо провести этих проблем по основным параметрам, затрагивающим сферу малого и среднего предпринимательства.
Проблемы правового регулирования малого и среднего бизнеса
Особенности правового регулирования малого и среднего бизнеса. Существующие в настоящее время юридические институты регламентируют предпринимательские правоотношения субъектов друг с другом, предприятий с государством и населением. Работа хозяйствующих обществ осуществляется в соответствии с различными нормами. Они носят административно-правовой, финансовый и иной характер. Посредством положений регламентируются вопросы внешней торговли, развития конкуренции, приватизации и прочие. Однако, изменение законодательства в нашей стране настолько динамично, что малым и средним предприятиям не всегда удается быстро приспособиться к этим изменениям и скорректировать свой бизнес. Если рассмотреть новшества, введенные в ФЗ № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в 2016 году, то можно выделить ряд проблем, связанных с применением. В частности, введение онлайн касс привело к увеличению финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, даже ни в части их приобретения, а в использовании так называемых, фискальных накопителей, которые нужно периодически менять. Соответственно, стоимость этих накопителей начинается от 8 тыс.руб. на 13 месяцев и 12-13 тыс.руб. на 36 месяцев. Не вызывает сомнения тот факт, что технически данные кассы специально были разработаны с особенностями применения именно меняющегося фискального накопителя и получается, что предприниматель должен оплачивать так называемый «тариф» за применение новых видов ККМ. Например, применяемые ККТ в США не имеют фискальной памяти, не оклеиваются средствами визуального контроля (СВК) и не пломбируются после ремонта. В следствии чего, можно предположить, что применение именно фискального накопителя с обязательной периодической его заменой, является следствием лоббирования интересов отдельного круга лиц, занятых производством и продажей контрольно-кассовой техники, что ни в коем случае не допустимо в европейских странах и США.
Проблемы налогообложения малого и среднего предпринимательства
Самый сложный и проблемный вопрос — это реальный рост налогового бремени субъектов малого и среднего предпринимательства. Те законы, которые принимаются правительством нашей страны и изменения вносятся в налоговый кодекс, являются полным противоречием возможности развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях. В частности повышение НДС на 2% привело к тому, что субъекты малого и среднего бизнеса, даже не применяя этот налог в своей деятельности, в силу применения специальных налоговых режимов, сталкиваются с ростом цен на приобретаемые сырье и материалы как конечный потребитель. Тотальная маркировка и штрих кодирование товаров, которое уже начнется в 2020 году с обуви, делается для того чтобы полностью контролировать: объем и количество продаж каждого предпринимателя; контролировать продавцов, чьи товары пользуются большим спросом; управлять, косвенно, но управлять рынком. Именно тотальный контроль за предпринимательской деятельностью является основной целью нашего государства. А отмена ЕНВД, по расчетам государства, приведет к тому, что основная часть предпринимателей перейдет на «УСНО», а другая на «ОСНО», соответственно бюджет государства пополнится. Именно пополнение бюджета является основной целью нашего государства, но эта цель не будет достигнута, если фискальная нагрузка на малый бизнес приведет к его убыточности и ликвидации.
Проблемы высокой конкуренции в малом и среднем бизнесе
Фактор конкурентоспособности. Абсолютно все сферы бизнеса, начиная от торговли и заканчивая обеспечением государственных и муниципальных поставок, в настоящее время подвержено высокому уровню монополизации. Данный фактор, оказывает влияние на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, которые испытывают просто колосальный уровень конкуренции. В частности, необходимо отметить, что на законодательном уровне не всегда соблюдается установленная максимально возможная доля (25%) присутствия определенной торговой сети на территории муниципального образования. В частности, еще с 2014 года доля ООО «Розница К – 1» ООО «Холидей» и ООО «Лента» превышали данный допустимый порог в отдельных муниципальных образованиях в Кемеровской области. Малый бизнес под давлением крупный торговых ритейлеров, имеющих высокие финансовые возможности, теряет свою конкурентоспособность.
Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства в России
В целях с решения проблем положения субъектов малого и среднего предпринимательства в российской экономики, государство должно:
— обеспечить реальные возможности развития малого и среднего предпринимательства путем совершенствования нормативно-правового регулирования их деятельности;
— рассмотреть вопрос о возможности отмены налогов для субъектов малого предпринимательства, что повысит уровень их конкурентоспособности;
— совершенствовать антимонопольное законодательство и обеспечить контроль его соблюдения всеми участниками рынка.
Таким образом, в настоящее время малый и средний бизнес является недоиспользованным ресурсом российской экономики, а это ведет к тому, что крупные монополисты, торговые ритейлеры и корпорации, работающие на территории нашего государства, в конечном итоге выводят капитал за рубеж, что является актуальной проблемой уже на протяжении последних трех десятилетий.