Раскрытие учетной политики

На сегодня учетная политика является одним из главнейших инструментов на предприятии. Данный документ определяет способы и методы ведения учета. Бухгалтер играет важную роль в организации. Ведь именно правильно составленная им учетная политика и является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.

Все организации как большие, так и малые обязаны иметь учетную политику, составленную в соответствии с законодательством.

Учетная политика — свод вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Верно выбранная политика очень сильно влияет на показатели: прибыль, налоги и состояние предприятия в целом. Поэтому, можно сказать, что учетная политика — это одна из важнейших составляющих любого предприятия.

Элементы учетной политики
Элементы учетной политики

Порядок формирования учетной политики организации утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», соответствующее положение» Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».

Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:

— рабочий план счетов предприятия;

— формы первичных документов и других регистров;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки обязательств и активов;

— контроль за хозяйственными операциями.

Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.

Целью учетной политики — является документальное закрепление, на уровне локальных нормативно — правовых актов, способа учета активов и обязательств коммерческой организации и определение особенностей учетного процесса по всем участкам бухгалтерского учета предприятия, начиная от основных средств и заканчивая сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:

— способы начисления амортизации;

— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции;

— способы признания выручки от различных видов деятельности.

Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.

Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся: размер оценочных резервов, которые создало предприятие сроки полезного использования.

Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.

При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета. По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:

— наименование документа;

— код формы;

— дата составления;

— наименование организации, составившей документ;

— содержание хозяйственных операций;

— измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях;

— список должностных лиц подписи сторон.

На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов. Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны. График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере. В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.

Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.

В соответствии с п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна соответствовать следующим требованиям:

— полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности в учете;

— своевременное отражение хозяйственных операций в учете;

— приоритет содержания над формой;

— равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день месяца.

Существенными считаются способы ведения бухучета, без информации о применении которых, пользователи отчетности не смогут правильно оценить финансовое положение предприятия. Кроме перечисленных способов компания имеет право описать в учетной политике и иные аспекты бухгалтерского учета.

Главной задачей современной налоговой политики всякой организации выступает планомерное снижение налоговой нагрузки, т.е. соотношения общей суммы всех ранее уплаченных за определенный период времени налогов к сумме выручки, полученной за тот же период.

Снижение же налоговой нагрузки, безусловно, предполагает последовательно проводимые соответствующие действия и, конечно же, выполнение многих положений, к которым относятся:

— готовность руководства конкретной организации к реализации налогового планирования;

— наличие стратегии бизнеса в целом, что может быть при условии планирования продаж, ценовой политики и т.д.;

— формирование структурного подразделения непосредственно по налоговому планированию;

— внедрение системы сбора, а также обработки информации, т.е. системы расчетов и отчетности, соответствующие должностные инструкции работников, которые задействованы во внедряемой системе.

Итак, налоговая учетная политика обычно состоит из трех взаимодополняющих разделов.

Первый раздел ориентирован на организационно-технические вопросы, к которым следует отнести:

– организацию ведения соответствующего налогового учета (силами сотрудников бухгалтерии, посредством организации структурного подразделения на предприятии, применении услуг сторонней организации);

– систему налоговых регистров;

 – систему документооборота в целях заполнения соответствующих налоговых регистров.

Во втором разделе раскрывается выбор организацией методов ведения налогового учета и приемов исчисления налоговой базы при предоставлении подобного права налогоплательщику НК РФ.

Третий раздел направлен на разъяснение вопросов исчисления налогов, согласно которым нормы налогового права отсутствуют либо не имеют конкретного порядка действий.

Например, организация самостоятельно формирует порядок ведения соответствующего налогового учета, так как НК РФ устанавливает лишь общие положения (ст. 313 НК РФ).

Следовательно, налоговая учетная политика разрабатывается исходя из принципа последовательности, использования норм и правил самого налогового учета, согласно ст. 313 НК РФ. Данный принцип говорит о последовательности применения методов ведения налогового учета, которые закреплены в учетной политике, от одного налогового периода к другому.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность определяется составом включенных в нее основных отчетных форм и пояснений к ним. Состав основного перечня форм годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определен ст. 14 ФЗ «О бухгалтерском учете». В названом законе указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Раскрытие состава и структуры приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в Приказе № 66н Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 02.07.2010 г. По вышеуказанному приказу, к формам приложений относятся: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснения).

Под раскрытием основной информации следует понимать требования, установленные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В соответствии с названным положением:

— информация об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета, систематизируется в бухгалтерской отчетности;

— показатели об отдельных видах активах, обязательствах, доходах, расходов и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерском балансе и в отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

К числу дополнительной информации следует отнести показатели пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, где сосредоточены в соответствии с Приказом № 66н по разделам следующие виды информации о:

а) наличие и движение: нематериальных активов; результатов НИОКР; основных средств; финансовых вложений; запасов; дебиторской и кредиторской задолженности;

б) стоимости: нематериальных активов, созданных самой организацией; незаконченных и неоформленных НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов; незавершенных капитальных вложениях и др.

в) стоимости и ином использовании активов и обязательств организации, к примеру затрат на производство, оценочные обязательства.

Оставьте комментарий

>