Проблемы самозанятых



Самозанятость имеет ряд существенных отличий от работы с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя. Предприниматели, работающие официально, вынуждены ежегодно выплачивать страховые взносы в установленном объеме, даже если по каким-то причинам он не работал некоторое время. Самозанятый при получении дохода или без него не платит взносы. Его выплаты ограничиваются покупкой патента. В тоже время, в настоящий момент в нашей стране существует ряд организационно-правовых проблем регулирования самозанятости (рисунок 1).

Организационно-правовые проблемы регулирования самозанятости в России

Отсутствие законодательного закрепления понятия и статуса «самозанятого».

На сегодняшний день термин «самозанятый» не закреплен соответствующим образом ни в одном законодательном документе, при этом за весь небольшой путь развития исследуемого института, расширилась гражданско-правовая классификация физических лиц путем добавления в нее новой категории – физических лиц, занимающихся определенными законодательством видами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.  Действительно, в настоящее время, понятие самозанятости не закреплено на законодательном уровне, а сам правовой статус самозанятых, в том числе и по названной причине, находится, так сказать, в «подвешенном виде», что затрудняет реализацию правовых взаимоотношений самозанятых с иными субъектами гражданских правоотношений. На наш взгляд, основной же причиной, по которой законодатель не устанавливает определение понятию самозанятый на законодательном уровне, является тесная взаимосвязь данного понятия с понятием «индивидуальный предприниматель». Законодатель не может определить, относиться ли индивидуальный предприниматель к самозанятому населению, а как следствие может случиться правовая коллизия применения норм правового регулирования деятельности перечисленных субъектов.

Отнести прямо индивидуального предпринимателя к самозанятому населению, означает предоставить ему те преференции, которые сейчас имеются для самозанятых, а именно:

— сниженная налоговая ставка;

— налоговые льготы в виде налоговых бонусов;

— налоговые субсидии в виде возврата ранее уплаченных налогов;

— отсутствие необходимости сдавать в налоговые органы и органы статистики отчетность и другие.

Поэтому законодатель и не вводит официальное определение данному понятию, т.е. не закрепляет законодательно данное определение.


Отсутствие закрытого перечня видов деятельности самозанятого населения

В настоящее время в федеральном законе РФ  от 27.11.2018 № 422-ФЗ не закреплена норма, которая содержит перечень деятельности, подходящей под налог на профессиональный доход, а лишь указаны условия, которые не предполагают возможным применения данного налогового режима.

С одной стороны законодатель, утверждая ограничения на применения статуса самозанятого к определенному перечню видов деятельности, оставляет открытым тот перечень, в который входят все оставшиеся сферы экономики, но с другой стороны физическое лицо, решившее зарегистрироваться в качестве самозанятого сталкивается с проблемой отнесения себя к самозанятому из-за отсутствия конкретного перечня видов деятельности. Так, например, если лицо производит и реализует молочную продукцию, то по факту, может зарегистрироваться в качестве самозанятого, т.к. перечень объектов, не являющихся объектами налогообложения налога на профессиональный доход, не имеют ограничений на занятие сельским хозяйством. А с другой стороны,  в п. 11 части 2 с. 6 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ указано, что не является объектом налогообложения доходов в натуральной форме. Но, если физическое лицо отдает на переработку другому гражданину свою продукцию, и фактически получает доход от нее в натуральной форме, в виде, например сыра, то возникает вопрос,  можно ли применять статус самозанятого для такого лица. Пункт 12 части 2 с. 6 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ также вызывает вопросы, в нем говорится, что не является объектом налогообложения, в том числе доходы от оценочной деятельности. Но под оценочной деятельностью  следует понимать не только профессиональную деятельность субъектов оценочной деятельности, установленную федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а, например, деятельность по оценке объемов выполняемых работ при оказании бухгалтерских услуг или услуг по проверке качества выполняемых работ другими лицами. Поэтому для физических лиц было бы крайне удобно видеть полный перечень видов деятельности, которые они могут осуществлять, зарегистрировавшись в качестве самозанятых.

Как уже отмечалось ранее, сам перечень видов деятельности для самозанятых в законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ отсутствует, но на сайте федеральной налоговой службы РФ, представлен список данных видов деятельности, к таким видам деятельности налоговые органы относят:

— удаленная работа через электронные площадки;

— оказание косметических услуг на дому;

— сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок;

— услуги по перевозке пассажиров и грузов;

— продажа продукции собственного производства;

— фото- и видеосъемка на заказ;

— проведение мероприятий и праздников;

— юридические консультации и ведение бухгалтерии;

— строительные работы и ремонт помещений.

На сайте ФНС указано, что перечисленные виды деятельности, это несколько примеров, тех видов деятельности, которыми может заниматься самозанятый. Естественно это не полный список, ведь даже на первый взгляд мы видим, что не хватает таких видов деятельности, как:

— репетиторские услуги;

— иные услуги образовательного характера;

— услуги по уборке помещений;

— кондитерская деятельность на заказ;

— печать бумажной продукции на заказ (визитки, планшетки для изделий собственного производства, листовые объявления и др.)

— пошив одежды на заказ;

— уход за пожилыми людьми;

— присмотр за детьми;

— выпас и выгул животных;

— стрижка животных;

— написание статей для печатных изданий;

— ремонт одежды;

— ремонт электроники;

— ремонт садового инвентаря;

— ремонт компьютерной техники.

В итоге, можно пронаблюдать, что налоговые органы сами на официальном сайте устанавливают не полный перечень, в связи с тем, что он не отражен в законодательстве.


Отсутствие необходимости подтверждения профессиональных компетенций самозанятых

В отличие от ряда западных стран, в России отсутствует подтверждения профессиональных компетенций самозанятых. Дело в том, что при регистрации в качестве самозанятого, физическое лицо не указывает, каким именно видом деятельности оно будет заниматься, не говоря уже о подтверждения профессиональных компетенций самозанятого. Проблемой является то, что услуги, оказываемые самозанятым, могут оказаться достаточно низкого качества. Ведь, например, водитель, получивший совсем недавно водительское удостоверение, зарегистрировавшись в качестве самозанятого, осуществляя перевозку пассажиров, может нести реальную угрозу из-за своего малого опыта вождения.

Проблемой является тот факт, что на территории нашего государства отсутствуют соответствующие учреждения, которые бы исполняли функции по подтверждению профессиональных компетенций самозанятых. Формирование таких учреждений, с одной стороны потребует достаточно больших бюджетных затрат, а с другой стороны может стать основой регулирования качества представляемых услуг самозанятым населением.


Проблемы применения статуса самозанятых к государственным и муниципальным служащим

Государственные и муниципальные служащие вправе применять налог на профессиональный доход только в целях налогообложения доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений (пп. 4 части 2 статьи 6 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Остальные доходы госслужащих и муниципальных служащих не признаются объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.

Как отмечается в п.3.1 ч.1 ст. 14 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, муниципальные служащие не могут заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Исходя из норм данного закона, а также закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, следует, что муниципальный служащий:

— не может заниматься предпринимательской деятельностью;

— может находиться в статусе самозанятого, только при получении доходов от сдачи в аренду жилых помещений.

На наш взгляд, в данном случае прослеживается некое противоречие, ведь, с одной стороны законодатель полностью вводит запрет на предпринимательскую деятельность муниципальных служащих, а с другой стороны разрешает им заниматься предпринимательской деятельностью в качестве самозанятых при сдаче жилья в наем.

В судебной практике по Кемеровской области отсутствуют прецеденты, когда государственный и муниципальный служащий занимались предпринимательской деятельностью, однако, имеются соответствующие случаи в судебной практике других регионов. Так, рассмотрим Приговор Фрунзенского районного суда г. Иваново № 1-139/2017 от 25 декабря 2017 г. по делу № 1-139/2017.

02.11.1999 Цыганков В.Е. создал коммерческую организацию – Общество с ограниченной ответственностью «ХОРС-Авто», ИНН 3728032596 (далее – ООО «ХОРС-Авто»), осуществляющую предпринимательскую деятельность , связанную с перевозкой пассажиров сухопутным транспортом, в которой до 13.06.2006 являлся единственным учредителем и директором.

13.06.2006 Цыганков В.Е. формально вышел из числа участников ООО «ХОРС-Авто» и уволился с должности его директора, однако фактически продолжил участвовать в управлении деятельностью ООО «ХОРС-Авто» через своих доверенных лиц – вновь назначенного директора Ш.С.В. и главного бухгалтера В.Е.А.

Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.04.2008 № 327/о Цыганков В.Е. с 08.04.2008 назначен на должность государственной гражданской службы Российской Федерации начальника управления – главного государственного инспектора госавтодорнадзора управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Суд, рассмотрев материалы дела, решил: Признать Цыганкова В.Е. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285 УК РФ и ст.289 УК РФ, и назначить ему наказание: по ч.1 ст.285 УК РФ в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в государственных органах и органах местного самоуправления, на срок 3 года 6 месяцев, по ст.289 УК РФ в виде штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Как можно заметить нарушение установленного законодательством права заниматься предпринимательской деятельностью государственных и муниципальных служащих ведет к уголовной ответственности.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны. Дело в том, что век развития цифровых технологий является фактором формирования новых профессий, новых профессиональных направлений деятельности. Например, возьмем физическое лицо, которое занимается написанием для интернет платформ, к таким платформам,  в частности, относится платформа «Яндекс Дзен». Зарегистрировавшись в данной платформе лицо, будет получать доход, за свою работу исходя из установленных рекламными просмотрами тарифов. В системе «Яндекс Дзен» существует возможность получать доход как самозанятый, т.е. необходимо зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и доход автоматически будет отражаться в данном приложении. Другой пример, физическое лицо, работает в интернете дистанционно, а именно занимается разработкой сайтов, данное лицо также может зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и доход автоматически будет отражаться в данном приложении.

Тогда возникает вопрос о том, почему же работа напрямую с клиентами (не дистанционно) при сдаче квартиры в наем разрешена муниципальным и государственным служащим, зарегистрированным в качестве самозанятых, а работа на дистанционном уровне по иным сферам деятельности – запрещена.


Проблемы применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», лицами осуществляющими деятельность в зарубежных странах.

В настоящее время, достаточно большое количество российских граждан проживает за границей, но оказывает услуги дистанционно физическим и юридическим лицам, находящимся в России. В законодательстве не определена возможность применения данного статуса и системы налогообложения для лиц находящихся за границей.

Как указано в Письме Федеральной налоговой службы от 12 октября 2020 г. № АБ-4-20/16632@ «О рассмотрении обращения». Применение указанного специального налогового режима гражданами иных государств, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, законом № 422-ФЗ не предусмотрено. В соответствии часть 1 статьи 2 закона № 422-ФЗ применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.


Проблемы правового статуса несовершеннолетних самозанятых.

Вовлечение несовершеннолетних в трудовую деятельность, на наш взгляд,  это верное государственное решение. Дети, самостоятельно заработавшие какие-то деньги, будут понимать их цену. В бытность Советского Союза детей уже с начальных классов целенаправленно приучали к коллективной трудовой деятельности. Дети трудились на сборе макулатуры или металлолома, участвовали в уборке урожая и уходу за сельскохозяйственными растениями.

В соответствии с законодательством РФ вопрос получения статуса индивидуального предпринимателя напрямую связан с дееспособностью человека, то есть может ли будущий индивидуальный предприниматель самостоятельно реализовывать свои права и брать ответственность за свои решения. Проанализировав нормы российского законодательства, налоговые органы пришли к выводу, что предпринимательской деятельностью может заниматься любой гражданин, достигший возраста 14 лет. Такой подросток вправе совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) (п. 1 ст. 26 ГК РФ). В свою очередь, подросток, достигший 16 лет, может быть признан дееспособным по решению суда, по решению органов опеки и попечительства или в случае вступления в брак (п. 1 ст. 27 ГК РФ). После этого периода открывается возможность оформления статуса индивидуального предпринимателя в налоговой инспекции.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут стать самозанятыми в трех случаях:

— при вступлении в брак и приобретении дееспособности в полном объеме;

— при объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства либо по решению суда;

— при наличии письменного согласия родителей либо иных законных представителей на совершение сделок.

Что касается статуса несовершеннолетнего самозанятого, то исходя из того, что само понятие «самозанятый» на законодательном уровне не закреплено, не определено и осуществляет ли самозанятый именно предпринимательскую деятельность. Конечно, логически, оказывая определенные услуги и получая за них оплату, такая деятельность, в том числе и несовершеннолетних, попадает под категорию предпринимательской деятельности, но проблема определения правового статуса самозанятого ведет  к недопониманию анализируемой ситуации. В ст. 4 закона № 422-ФЗ не определен возрастной ценз, ограничивающий возможность регистрации в качестве самозанятого. Считаем, что данный момент не проработан законодателем и требует корректировки.


Функциональные проблемы работы приложения «Мой налог».

Мобильное приложение «Мой налог» является отечественной разработкой и на самом деле показало свою эффективность и надежность в области работоспособности и функциональных свойств. На сегодняшний день, обновлённый вариант данного приложения содержит следующие новшества:

— возможность добавления комментариев и разъяснений по процессу регистрации;

— возможность привязки банковской карты к аккаунту;

— возможность отправки чеков клиентам в формате PDF или JPG;

— возможность формирования справки 2-НДФЛ прямо в приложении;

— возможность изменения личных данных самозанятого, в частности номер телефона.

Однако существуют отдельные нюансы, которые можно отметить.

Во-первых, как указано в ч.4. ст. 8 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, в том числе через мобильное приложение «Мой налог», но изучив данное приложение, нужно отметить, что такая функция в нем отсутствует.

Во-вторых, при проведении платежей от юридических лиц, доходы по которым облагаются по ставке 6%, могут задерживаться на несколько дней, что способствует неправильному определению налогового периода. Если, например платеж был произведен юридическим лицом в пользу самозанятого в конце месяца, то его фактическое отражение в начале следующего месяца в приложении «Мой налог» повлияет на налоговую базу уже в следующем налоговом периоде.

В-третьих, регистрация в приложении «Мой налог» не предусматривает указания вида экономической деятельности, которым планирует заниматься самозанятый. Такая функция разработанной программой при совместном и непосредственном участи федеральной налоговой службы не предусмотрена.


Отсутствие социальных гарантий, таких как выходное пособие, больничных и пенсии.

В связи с тем, что в нашей стране, кстати, являющейся в большей степени исключением из мирового опыта, самозанятые не имеют прямой обязанности оплаты социальных взносов, в том числе на обязательное медицинское страхование, они теряют часть социальных гарантий. Гарантиями, которые все же сохраняются для самозанятых, в случае отсутствия добровольного соглашения на оплату социальных взносов, являются:

— гарантии на представления бесплатной медицинской помощи;

— гарантии на установление минимального уровня социальной пенсии:

В случае отсутствия добровольного соглашения на оплату социальных взносов, самозанятые теряют следующие социальные гарантии:

— оплата больничных отпусков;

— оплата части сумм отпусков по беременности и родам;

— социальная поддержка со стороны государства;

— если самозанятый пенсионер не вступил в добровольные отношения с ПФР и не уплачивает туда добровольные взносы, он для целей индексации пенсий работающим не является;

— иные выплаты и пособия.

Но, дело в том, что самозанятые, которых в России уже больше миллиона человек, как и граждане других категорий, в определенные моменты своей жизни рассчитывают на меры социальной поддержки. И отчасти готовы вносить определенные взносы на социальное и медицинское страхования, не являющиеся фиксированными.

С другой стороны, коллизии законодательного регулирования, в том числе правового статуса самозанятого ярко выраженно выступают в тот момент, когда:

— самозанятый, получая статус занятого, теряет право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом или престарелым родственником, которое может получать только официально безработный;

— самозанятый теряет право на оформление в ПФР пособия по уходу за пожилым человеком старше 80 лет (за 1 200 руб.);

— статус индивидуального предпринимателя представляет самозанятой женщине, не работающей по трудовому договору, возможность получить декретные выплаты из фонда социального страхования, а статус самозанятой, применяющей налог на профессиональную деятельность, такого права не дает. То есть сначала женщина должна зарегистрироваться как ИП и только потом перевестись на систему налогообложения в виде налога на профессиональный доход.

В итоге, считаем, что сегодня нужны законодательные изменения, которые помогли бы урегулировать сложившиеся ситуации.

Таким образом, рассмотрев основные организационно-правовые проблемы регулирования самозанятости в России, можно сделать вывод о том, что институт самозанятости в нашей стране в силу своего возраста имеет ряд проблем, связанных, как с формированием самого понятия и определения правового статуса самозанятого, так и с проблемами организационного характера, сложившимися в практике применения данного института в экономических реалиях.

Оставьте комментарий

>