Самозанятые граждане



Самозанятые были в СССР

На сегодняшний день нет четкого и однозначного мнения, в полной степени, характеризующего самозанятость. В связи с чем, необходимо рассмотреть основные подходы к определению  и трактовке данного понятия.

Рассматривая исторические аспекты становления такого понятия как самозанятость, необходимо обратить внимание, что еще во времена СССР, хотя официально категория «самозанятость» не была закреплена, но все же к ним относили: ремесленники; сапожники; люди оказывающие услуги по ремонту бытовой техники и т.д. Фактически те люди, которые не устроены на заводы, фабрики иные государственные учреждения и предприятия. Статус самозанятого в советском союзе нормативно не был закреплен, прежде всего, это было вызвано самой экономической системой и запретом предпринимательской деятельности. Установление самозанятости бы означало в тот период, возможность более рационально использовать свои ресурсы и свой труд, а также получать оплату за этот труд, что в корне не соответствовало тогдашней политике и системы плановой экономики.


Кто такой самозанятый гражданин?

Такое понятие как «самозанятость» в нашей стране является довольно новым, в зарубежной же литературе под данной категорией понимается простейшая форма предпринимательской деятельности, кроме этого понятие «самозанятость» также пересекается и тесно связана с таким понятием как «фриланс». С другой стороны фрилансер – это самозанятый независимый профессионал, т.е. понятие фрилансер является одной из форм самозанятости. Считается, что фрилансеры обладают высоким интеллектуальным потенциалам и осуществляют свою деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Самозанятый гражданин – это физическое лицо, ведущее самостоятельно трудовую деятельность, выполняющее работы и оказывающее услуги и преследующее постоянное получение дохода.

В широком смысле под самозанятостью можно считать форму занятости граждан, при которой они получают доход от своей профессиональной деятельности, например, оказание услуг или работ, реализация произведенных им товаров, при осуществлении которых они не имеют работодателя и наемных работников.

Самозанятые не платят налогов и страховых взносов и никак не отслеживаются государством в качестве участников трудового сектора. На наш взгляд, мнение автора имеет логический смысл, ведь сам статус самозанятого подразумевает занятие определенным лицом деятельностью, за которую оно получает доход, являющийся теневым до тех пор, пока это лицо не будет в установленном порядке зарегистрировано в виде плательщика налога на профессиональный доход.

Самозанятые граждане, в отличие от представителей других по статусу занятости групп, находятся в более уязвимом положении в области социальной защиты. Они не всегда могут претендовать на социальные гарантии государства и существующие меры социальной поддержки, в т.ч. защиту в случае конфликтных ситуаций с работодателями, в той же мере, как, например, работники наемного труда. Это обусловлено отсутствием их правового статуса, отсутствием законодательно закрепленных гарантий и прав в отношении граждан данной группы, а также их широкой включенностью в «теневые» процессы.

Самозанятость представляет собой  профессиональную деятельность, от которой гражданин РФ получает доход.

Самозанятое лицо — это человек, который самостоятельно занимается трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства. Таким образом, автор в состав самозанятых причисляет не только физических лиц, но и индивидуальных предпринимателей. При этом, сама формулировка «занимается трудом по оказанию услуг», на наш взгляд, является некорректной, ведь самозанятые могут не только оказывать услуги, но и производить продукцию для продажи, например на собственном земельном участке.

Самозанятость в структуре занятого населения России

В мировой исследовательской практике, как показывают исследования,  самозанятость представляет собой «простейшую форму предпринимательства». При этом, формирование самозанятости можно рассматривать как объективный процесс, являющийся следствием эволюции характера современной экономики, предпринимательских отношений.


Критерии самозанятости

Основными критериями идентификации самозанятого гражданина, работающего в рамках существующих правоотношений самозанятости, должны быть:

— независимый самостоятельный труд не по найму без привлечения наемных работников;

— отсутствие регистрации индивидуального предпринимателя;

— отсутствие юридического статуса;

— доход, зависящий от деловой и профессиональной квалификации индивида, используемый для удовлетворения основных (семейных) жизненных потребностей (материальных и духовных);

— самостоятельное планирование режима работы, отдыха .

Характеризуя самозанятость как общественное явление, необходимо отметить, что самозанятость является проявлением дальнейшей самоорганизации индивидов и характеризуется как стратегия решения проблемы безработицы и обеспечения надлежащих условий жизнедеятельности.

В теории под самозанятыми лицами подразумевают тех, «кто самостоятельно обеспечивают себя и организуют деятельность, которая выступает для них основным источником дохода». При этом авторы относят самозанятых лиц к категории предпринимателей, и они имеют общие черты.

Вместе с тем также важно, что самозанятое лицо работает самостоятельно, не имея в своем штате наемных работников. Кроме того, для самозанятых лиц законодательством не предусмотрена финансовая поддержка, так как они не относятся законом к субъектам малого и среднего предпринимательства. С логической точки зрения, осуществляя деятельность и оплачивая налоги, применяя специальный налоговый режим для самозанятых, такие лица должны входить в круг субъектов малого предпринимательства, наравне с индивидуальными предпринимателями, однако отсутствие правового регулирования и самого статуса самозанятых в законодательстве, не представляет такой возможности для них.

Анализ законодательства не позволяет прийти к единому пониманию данной категории, определить, какие именно лица к ней относятся. Кроме того, на наш взгляд можно обнаружить и противоречия в характеристике деятельности самозанятых лиц. Исходя из анализа норм Конституции РФ и других нормативных правовых актов, также сложно прийти к выводу о том, могут ли самозанятыми лицами быть любые физические лица или только граждане РФ.


В России понятие самозанятости не закреплено законодательно

В Российской Федерации, определение понятия «самозанятость» не закреплено на законодательном уровне, данное понятие упоминается в отдельных законодательных и иных подзаконных актах, в том числе в Письме  ФНС России от 02.02.2017 № ГД-4-14/1786@ под данной категорией понимаются «физические лица, не являющегося индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд».

Проведя исследования понятий «самозанятость» и «самозанятое население», можно выделить следующие признаки данных понятий:

— предпринимательская деятельность, за которую субъект получает вознаграждение;

— создание одного рабочего места одним самозанятым (для себя);

— выполнение работ, оказание услуг и продажа товаров осуществляется собственноручно;

— наличие юридической независимости хозяйствующего субъекта;

— возможность распоряжаться своими финансовыми ресурсами самостоятельно.


Типы самозянятых

Выделяет два типа самозанятых:

— люди, которые могут организовать малое предприятие, вовлекая туда работников для получения прибыли, при том эти граждане могут арендовать помещение и оборудование, оказывая услуги, как в частном порядке, так и неофициально работая с организациями. Для этого типа предусмотрено обязательное прохождение процедуры регистрации экономической единицы, а в дальнейшем он может работать по упрощенной схеме налогообложения;

— люди, которые могут выполнять работу для физических лиц, однако для удовлетворения исключительно персональных потребностей. Они могут тратить получаемый доход на личные нужды. К данному типу можно относить сиделок, нянь, гидов, репетиторов и многих других, похожих по характеру профессии.

Таким образом, автор, выделяя первый тип самозанятых, на наш взгляд, упускает критерий, по которому самозанятым считается только тот, который создает рабочее место для себя, и больше ни для кого другого. С другой же стороны, предположим, что самозанятый организовал микропредприятие, три – четыре работника, существует же возможность, что эти работники сами зарегистрируются самозанятыми и будут платить соответствующие налоги, получается, что каждый для себя создает рабочее  место, но по факту они работают в коллективе.

Согласно, нашей точки зрения, необходимо выделить следующие два типа самозанятых:

— самозанятые лица, осуществляющие свою деятельность и зарегистрированные в налоговых органах как плательщики налога на профессиональный доход;

— самозанятые лица, осуществляющие свою деятельность, но не зарегистрированные в налоговых органах как плательщики налога на профессиональный доход.

По факту получается всего две группы самозанятых, которые могут отличаться друг от друга, а их отличия заключаются в статусе налогоплательщика.

Критике следует подвергнуть также то, что в современном варианте фактический и юридический объемы понятия «самозанятый» явно не соответствуют друг другу. Если законодатель относит к самозанятым только физических лиц, то возможность применения специального режима «налога на профессиональный доход» предоставляется и индивидуальным предпринимателям.

Самозанятость является разновидностью предпринимательской деятельности, осуществляемая зарегистрированным в установленном порядке физическим лицом, которая не требует привлечения наемных рабочих.

В итоге можно сделать вывод о том, что в нашей стране  статус самозанятого появился совсем недавно, однако, он скорее подходит для предпринимателей-ремесленников, нежели для больших бизнес проектов. Изначально статус появился как эксперимент, чтобы вывести из тени микро бизнес и дать возможность небольшим проектам существовать легально, платить минимум налогов и не тратить время на отчетность.

Таким образом, фактически категория самозанятых лиц имеет место, однако законодательное регулирование их правового статуса и особенностей их деятельности практически отсутствует. Некоторые аспекты их деятельности частично затронуты законодателем, однако этого недостаточно для нормального и эффективного функционирования данного института. Попытка государства вывести самозанятых лиц «из тени» — это, безусловно, положительная тенденция, вместе с тем представляется, что, прежде всего, законодателю необходимо точно определить, какие лица являются самозанятыми. Важно также урегулировать особенности правового статуса самозанятых лиц и порядок осуществления ими своей деятельности.

Оставьте комментарий

>