Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия



Критерии конкурентоспособности предприятий АПК

Уровень конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия можно определить как его положение на рынке сельскохозяйственной продукции.

Совокупность качественных критериев конкурентоспособности представлены на рисунке 1.

Качественные критерии конкурентоспособности

Методики определения конкурентоспособности предприятий АПК

Конкурентоспособность предприятий сферы АПК, может быть определена такими методами, как:

— анализ доли рынка сельскохозяйственной продукции;

— анализ качества производимой продукции;

— анализ по конкурентных сравнительным преимуществам;

— рейтинговая оценка

— анализ конкурентного статуса предприятия;

— анализ на базе теории эффективной конкуренции;

— SWOT-анализ;

— матрица БКГ;

— матрица Мак-Кинси;

— матрица 5 сил Портера;

— кластерный анализ и другие методы маркетинга и стратегического менеджмента.


Факторы конкурентоспособности предприятий АПК

Для сельскохозяйственных организаций, как такового, единого критерия, к которому оно должно стремиться для поддержания уровня конкурентоспособности, не существует. Однако, можно выделить ряд факторов, которые могут повлиять на уровень конкурентоспособности (рисунок 2).

Факторы конкурентоспособности

Разберем более детально именно внутренние факторы, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности предприятия.

1. Потенциал маркетинговых служб. Маркетинговые службы являются основным субъектом, формирующ9им положительный имидж продукции и самого предприятия. Их деятельность направлена на продвижение товара. Но, к сожалению, как показывает практика, на сельскохозяйственных предприятиях, в большинстве случаев, такие службы не формируются.

2. Кадровый, финансовый и экономический потенциал. Является залогом формирования высокого уровня конкурентоспособности только в том случае, если этот потенциал используется рационально, а управление им реализуется эффективно.

3. Эффективность рекламы. Реклама — двигатель торговли, но не всегда это применимо для сельскохозяйственных предприятий. Ведь не каждое предприятие готово осуществлять затраты на рекламу продукции, особенно если основными каналами ее сбыта являются крупные, оптовые покупатели.

4. Уровень материально-технического обслуживания. В большей степени этот фактор подходит для торговых предприятий, а что касается предприятий сферы АПК, то данный фактор должен выражаться в уровне материально — технического состояния средств производства.

5. Между ценой и себестоимостью продукции существует неразрывная связь, которая проявляется в том, что себестоимость продукции, является основанием для установления цены, служит главным фактором снижения её цены, и в это же время цены на потребляемые ресурсы производства для изготовления этой продукции показывают влияние на её себестоимость. Таким образом, себестоимость выступает важнейшим, внутренним фактором, определяющим уровень конкурентоспособности предприятия.


Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятий АПК

В целом для предприятий сферы АПК в целях повышения уровня конкурентоспособности, можно определить следующие группы мероприятий для снижения затрат:

1. Повышение технического уровня производства. Механизация и автоматизация производственных процессов, а в последнее время повышение значения цифровизации экономики, отраслей и отдельных предприятий в нашей стране, являются важнейшими элементами, способными повлиять на величину себестоимости производимой продукции. От того насколько будет технически развито предприятие, насколько современные и эффективные технологии будет применять хозяйство, зависит уровень производительности труда, прибыльность и рентабельность. В тоже время не стоит делать активный упор на приобретение и внедрение таких технологий и новшеств, которые являются очень дорогими и могут не оправдать затраты. 

2. Совершенствование организации производства и труда. Внутренняя политика в области организации рабочих мест, оплаты труда и стимулированию персонала, так же выступает немаловажным фактором, влияющим на формирование себестоимости продукции. Процесс установление размеров заработной платы должен носить качественный характер. Ведь высокая заработная плата при низком уровне производительности труда окажет отрицательное влияние на конечную цену производимой на предприятии продукции. Однако, низкая заработная плата может привести к снижению уровня мотивационной заинтересованности работников и так же приведет к снижению производительности труда. В данном случае главное выстроить рациональную систему, основанную на индивидуальной оценке производительности труда и взаимосвязи ее с уровнем его оплаты.

3. Уменьшение расходов на амортизацию. В большинстве случаев, данное мероприятие является одним из методов регулирования учетной политики, ведь именно в этом локальном документе отражены способы начисления амортизации, которые применяет сельскохозяйственное предприятие для списания стоимости основных средств на производимую продукцию.

4. Снижение текущих затрат происходит в результате улучшения обслуживания основного производства. Непосредственно для сельскохозяйственных товаропроизводителей данное мероприятие может выражаться в:

— сокращение времени ремонта и обслуживания сельскохозяйственной техники при уборке урожая;

— сокращение времени доставки ГСМ на поля;

— повышение сменности работы техники;

— регулирование норм выработки;

— регулирование режимов труда и отдыха рабочих.

5. Изменение объема и структуры продукта. Как известно, для того, чтобы покупатели были заинтересованы в приобретении определенного продукта, он должен соответствовать требованиям, которые бы удовлетворяли спрос этих покупателей. В тоже время данный продукт должен быть по своим качествам не хуже аналогичных продуктов конкурентов. В связи с чем, предприятию необходимо совершенствовать:

— упаковку продукта;

— систему каналов сбыта;

— способ предоставления продукта на рынок (готовы продукт, полуфабрикат и т.д.).

6. Совершенствование использования природных ресурсов. Земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве. В связи с чем, предприятия АПК должны проводить рациональную политику землепользования. Агрономы знают что и где сажать, очередность посадок сельскохозяйственных культур, методы обработки почвы и т.д. В настоящее время существует достаточно большое количество технологий, которые могут помочь в организации рационального землепользования. В частности развитые сельскохозяйственные предприятия, для межевания почвы, формирования полей, контроля за урожаем, используют квадрокоптеры, а так же специализированное программное обеспеченье.

7. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: внедрение и развитие новых цехов, производственных подразделений и производств, подготовка и освоение производства в существующих объединениях и предприятиях.

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие выводы:

— себестоимость сельскохозяйственной продукции оказывает значительное влияние на уровень прибыли и рентабельности предприятия, что в свою очередь определяет уровень его конкурентоспособности;

— анализ себестоимости продукции проводится в несколько этапов, на первоначальном этапе проводятся исследования динамики, состава и структуры себестоимости продукции, затем анализируются факторы, повлиявшие на ее изменение. Для оценки эффективности производства производится расчет затрата на 1 рубль произведенной (товарной продукции). На завершающем этапе оцениваются резервы снижения себестоимости продукции.

— уровень себестоимости продукции, является одним из факторов конкурентоспособности предприятия, так как от величины затрат на производство зависит конечная цена произведенной продукции.

Оставьте комментарий

>