Нормативное регулирования учета и аудита МПЗ


Нормативно – правовые основы регулирования бухгалтерского учета и аудита операций с МПЗ


Нормативное регулирование учета МПЗ

В России бухгалтерский учет материально-производственных запасов регулируется такими нормативными документами как:

— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 № 344-ФЗ;

— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н);

— в международной практике правила, по которым ведется учет запасов, сформулированы в стандарте (IAS) 2 «Запасы». Некоторые правила и определения содержатся также в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности.

Один из главных российских нормативных актов по регулированию ведения учета материально-производственных запасов — ПБУ 05/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н), а также Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (приказ МФ от 28.12.2001 № 119н) [4].

Процедуры, связанные с учетом материальных запасов, регламентируются также международными нормами отчетности. В том числе МСФО (IAS) 2 «Запасы». Данный нормативно – правовой акт введен в действие приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, на русском языке, его текст приведен в приложении 2 к данному приказу.

Учет материально-производственных запасов, как уже отмечалось ранее, очень важен для коммерческого предприятия, потому что он обеспечивает постоянный и непрерывный производственный процесс. В связи, с чем в учете МПЗ необходимо  руководствоваться определенными нормативно – правовыми документами. Которые можно разделить на четыре уровня:

— законодательный;

— нормативный;

— методический;

— внутренние акты предприятия.

Нормативно — правовое регулирование учета МПЗ

Отличие МСФО 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

Таблица 1 — Основные различия положений МСФО 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

Сравниваемые параметры ПБУ 5/01 МСФО 2
Состав МПЗ Сырье, материалы, готовая продукция, товары для продажи   Сырье, материалы, готовая продукция, товары для продажи, а также незавершенное производство
Способы оценки запасов при принятии их к бухгалтерскому учету По фактической себестоимости   По наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой цене продажи
Методы оценки себестоимости Для каждого конкретного способа поступления в организацию запасов (приобретение за плату, изготовление самой организацией, внесение в счет вклада в уставный капитал и т.д.) описан свой способ определения себестоимости Метод учета по нормативным затратам или метод учета по розничным ценам (часто используется в розничной торговле)
Способы списания материально — производственных запасов Предусмотрено списание: — по себестоимости каждой единицы; — по средней себестоимости; — по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО) Предусмотрено списание: — методом сплошной идентификации; — методом ФИФО; — по средней себестоимости

[flat_ab id=»11″]

Основой для выявления проблематики, а также путей её решения лежат в переходном для России периоде, то есть чем руководствоваться при определении понятия МПЗ, что включать в статьи, как оценивать и т. д. В связи с принятием ФСБУ «Запасы», однако, пока ещё не используемый российскими организациями, практики – экономисты выдвигают следующие направления исследований по проблемным аспектам.

1. Модернизация методического аппарата, регулирующего ведение бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности в России. Это включает в себя: уточнение и корректировка дефиниций, отмену двойственности понятий, т. е. сведение воедино несколько понятий в одно (МПЗ и запасы имеют однородные свойства, но различаются по структуре).

2. Обоснование методик оценки запасов при их поступлении и списании в производство (оценка поступления запасов, формирующаяся посредством суммирования фактических затрат, связанных с приобретением; детализация структуры затрат).

Пристальное внимание при практическом применении ФСБУ «Запасы» будет необходимо уделить долгосрочному прогнозированию последствий приобретения запасов вследствие включения в себестоимость запасов оценочных обязательств. Так, если оценочное обязательство предполагает срок исполнения более 12 месяцев, то его необходимо учитывать по стоимости, определяемой путем дисконтирования его величины.

Предприятиям придется кардинально перестроить систему калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг):

1. Так как произошло исключение управленческих затрат из стоимости запасов, то готовая продукция в бухгалтерском учете будет отражаться по сокращенной производственной себестоимости.

2. Стандарт «Запасы» [6] включает в себестоимость запасов оценочные обязательства по демонтажу, утилизации и восстановлению среды. Это повлечет кардинальные изменения в расчете себестоимости при принятии к учету. Ранее, согласно ПБУ 5 / 01 и ПБУ 8 / 2010, было два варианта учета «иных затрат, непосредственно связанных с приобретением материально — производственных запасов». При признании оценочного обязательства его величину можно было сразу относить на расходы либо включать в стоимость актива. В практике использовался, как правило, первый вариант. С момента введения ФСБУ «Запасы» возможным будет применять только второй способ.

В целом Стандарту «Запасы» сближает учет и оценку запасов соотносительно к МСФО. Введение понятий «справедливая цена» и «чистая стоимость продажи» прямиком взято из МСФО 2 «Запасы». Отнесение незавершенного производства продукции в состав запасов; порядок отнесения общепроизводственных расходов; изменение в составе включаемых в состав запасов расходов и ряд других изменений соответствуют МСФО 2 «Запасы».

Для полноты исследования эффективности производственной деятельности организации с участием запасов, нужно проанализировать соотношение товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности для предприятий выбранной для исследования отрасли и найти минимально возможное значение. Именно тогда можно будет объективно оценивать эффективность производственной деятельности по уровню товарно-материальных запасов. Также, в целях сохранения запасов на оптимальном уровне, то есть недопущения их избытка или нехватки, рекомендуется применять превентивные мероприятия.

Одним из способов контроля может выступать постоянный мониторинг запасов и ведение управленческого учета непосредственно внутри организации. В мониторинге в качестве исходных данных могут выступать и сопоставляться между собой нормативная и фактическая величины запасов, а также их абсолютное и относительное отклонения.

Еще одним методом поддержания запасов на должном уровне является расчет внутреннего норматива запасов для конкретной организации и стремление менеджмента к соответствию этим показателям.

Таким образом, в нашей стране, в настоящее время проводится реформирование системы нормативного регулирования в области учета материально – производственных запасов с целью сближения этой системы с международными стандартами.

Оставьте комментарий

>