Содержание
Способы анализа учетной политики
Учетная политика многих предприятии остается неизменной с момента ее принятия, что является существенной ошибкой, ведь изменение норм бухгалтерского и налогового законодательства, происходящее в нашей стране с высокой частотой, требует соответствующего подхода к внесению изменений и в учетную политику. В ПБУ 1/2008 установлено, что «принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому». Это говорит о том, что учётная политика должна утверждаться ежегодно с учетом внесенных в нее изменений.
Организация анализа учетной политики предприятия предполагает:
— изучение особенностей организации бухгалтерского учета на предприятии;
— изучение применяемой учетной политики на соответствие действующему законодательству;
— сопоставление фактических данных о применяемых способах ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, закрепленным в учетной политике.
Как показывает практика, чаще всего анализ учетной политики, по выше представленным направлениям, проводится в результате осуществления аудиторской проверки. Рассмотрим особенности и порядок организации аудиторской проверки системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия.
Аудит как метод анализа учетной политики
Проверка организации системы бухгалтерского учета и учетной политики выступает одним из трудоемких участков аудита, поскольку включает различные направления и этапы аудиторской работы. Направления аудиторской проверки аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятиях требуют знания особенностей методологии составления учетной политики, разработки состава и структурной схемы бухгалтерии, должностных инструкций, применения специализированных программных продуктов, тщательного рассмотрения соблюдения бухгалтерского и налогового законодательства (рисунок 1).
Планирование аудита включает разработку общей стратегии на базе детального анализа ожидаемого характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур, а также общего плана аудита.
В таблице 1.3 представлен пример стратегии аудита организации системы бухгалтерского учета и учетной политики
Таблица 1 — Пример стратегии аудита организации системы бухгалтерского учета и учетной политики
Аудируемое лицо | ООО «ХХХ» |
Направление работы | Аудит организации системы бухгалтерского учета и учетной политики |
Руководитель аудиторской группы | Иванов И.И. |
Состав аудиторской группы | Иванов И.И., Петров П.П. |
Концепция подготовки финансовой отчетности, на основании которой готовилась, подлежащая аудиту финансовая информация | РСБУ / МСФО |
Характерные для данной отрасли требования к отчетности | Стандартные отчеты / Не стандартные отчеты |
Основная цель проведения аудиторской проверки | Требования собственников / Требование законодательства |
Предлагаемый охват аудита | Стандартный подход / Особенный подход |
Использование организацией услуг обслуживающих организаций | Не используются / Используются |
Значительные производственные изменения | Не наблюдались / Наблюдались |
Изменения в составе руководства | Не наблюдались / Наблюдались |
Прочие значительные изменения | Не наблюдались / Наблюдались |
Календарь предоставления отчетности организации | Годовая отчетность / Квартальная отчетность |
Аудит проводится | На выборочной основе / Сплошной метод |
Планируемый аудиторский риск | ХХ |
Риск средств контроля | ХХ |
Уровень существенности | ХХ |
Период аудита | с 01.01.ХХ. по 31.12.ХХг. |
Количество чел/часов | ХХ чел/часов |
Направления аудита учетной политики
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики проводится по следующим направлениям:
— проверка состава и структурной схемы бухгалтерии;
— проверка наличия должностных инструкций работников учетного аппарата;
— проверка рабочего плана счетов и графика документооборота;
— проверка формы бухгалтерского учета, последовательность применения учетной политики;
— проверка наличия и состава распорядительных документов по учетной политике;
— проверка полноты раскрытия утвержденных способов ведения учета.
Анализ учетной политики целесообразно проводить методом сплошной проверки, что позволит более детально изучить данный локальный акт и выявить недостатки.
Как отмечает Т.П. Стасюк чтобы процесс проведения ее аудита был эффективным, целесообразно, чтобы аудиторские компании разрабатывали локальный нормативный документ четвертого уровня – внутрифирменный стандарт «Аудит учетной политики», в котором описывается методика проведения аудита учетной политики в коммерческих организациях. Обозначенный стандарт будет являться одним из общего пакета внутрифирменных стандартов аудиторской организации и может подвергаться корректировкам в зависимости от специфики компании, аудит которой будет проводиться. То есть могут вноситься дополнения и изменения в содержание данного документа с учетом отраслевой специфики, масштабов деятельности и иных особенностей аудируемого лица.
Структура внутрифирменного стандарта «Аудит учетной политики» должна включать в себя следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте.
3. Анализ внешней и внутренней среды и оценка системы внутреннего контроля (СВК) организации.
4. Методика аудита учетной политики в разрезе ее разделов (организационного, технического, методологического, налогового и т.д.), оценка эффективности и поиск ее узких мест.
5. Разработка рекомендаций по устранению выявленных несоответствий (узких мест) и повышению эффективности учетной политики организации.
6. Приложения к стандарту.
Мониторинг качества учетной информации выступает специфическим элементом системы оценки качества учетной информации при аудите организации бухгалтерского учета.
По результатам проведенной проверки аудиторы формируют отчет, в котором должна быть представлена оценка эффективности учетной политики экономического субъекта, а также, в случае необходимости, разработаны рекомендации по ее повышению. К отчету аудиторы должны быть приложить специальные приложения, которые обосновывают все сформулированные предложения.
Текущий контроль за состоянием учетной политики и соответствия ее действующему законодательству на предприятии, должен осуществляться главным бухгалтером. Именно в его обязанности, как отмечено в ПБУ 1/2008 входит формирование учетной политики.
Таким образом, по результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
— учетная политика является нормативным локальным актом предприятия в котором отражена совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;
— основными элементами учетной политики предприятия выступают: — рабочий план счетов, формы первичных документов, регистры бухгалтерского учета, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, порядок проведения инвентаризации, методы оценки активов и обязательств, порядок документооборота, технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухгалтерского учета;
— анализ учетной политики предполагает проведение исследований ее на соответствие действующему законодательству, а также на соответствие фактической организации системы бухгалтерского учета на предприятии.