Анализ учетной политики. Методика и способы



Способы анализа учетной политики

Учетная политика многих предприятии остается неизменной с момента ее принятия, что является существенной ошибкой, ведь изменение норм бухгалтерского и налогового законодательства, происходящее в нашей стране с высокой частотой, требует соответствующего подхода к внесению изменений и в учетную политику. В ПБУ 1/2008 установлено, что «принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому». Это говорит о том, что учётная политика должна утверждаться ежегодно с учетом внесенных в нее изменений.

Организация анализа учетной политики предприятия предполагает:

— изучение особенностей организации бухгалтерского учета на предприятии;

— изучение применяемой учетной политики на соответствие действующему законодательству;

— сопоставление фактических данных о применяемых способах ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, закрепленным в учетной политике.

Как показывает практика, чаще всего анализ учетной политики, по выше представленным направлениям, проводится в результате осуществления аудиторской проверки. Рассмотрим особенности и порядок организации аудиторской проверки системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия.


Аудит как метод анализа учетной политики

Проверка организации системы бухгалтерского учета и учетной политики выступает одним из трудоемких участков аудита, поскольку включает различные направления и этапы аудиторской работы. Направления аудиторской проверки аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятиях требуют знания особенностей методологии составления учетной политики, разработки состава и структурной схемы бухгалтерии, должностных инструкций, применения специализированных программных продуктов, тщательного рассмотрения соблюдения бухгалтерского и налогового законодательства (рисунок 1).

Этапы аудита учетной политики

Планирование аудита включает разработку общей стратегии на базе детального анализа ожидаемого характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур, а также общего плана аудита.

В таблице 1.3 представлен пример стратегии аудита организации системы бухгалтерского учета и учетной политики

Таблица 1  — Пример стратегии аудита организации системы бухгалтерского учета и учетной политики

Аудируемое лицоООО «ХХХ»
Направление работыАудит организации системы бухгалтерского учета и учетной политики
Руководитель аудиторской группыИванов И.И.
Состав аудиторской группыИванов И.И., Петров П.П.
Концепция подготовки финансовой отчетности, на основании которой готовилась, подлежащая аудиту финансовая информацияРСБУ / МСФО
Характерные для данной отрасли требования к отчетностиСтандартные отчеты / Не стандартные отчеты
Основная цель проведения аудиторской проверкиТребования собственников / Требование законодательства
Предлагаемый охват аудитаСтандартный подход / Особенный подход
Использование организацией услуг обслуживающих организацийНе используются / Используются
Значительные производственные измененияНе наблюдались / Наблюдались
Изменения в составе руководстваНе наблюдались / Наблюдались
Прочие значительные измененияНе наблюдались / Наблюдались
Календарь предоставления отчетности организацииГодовая отчетность / Квартальная отчетность
Аудит проводитсяНа выборочной основе / Сплошной метод
Планируемый аудиторский рискХХ
Риск средств контроляХХ
Уровень существенностиХХ
Период аудитас 01.01.ХХ. по 31.12.ХХг.
Количество чел/часовХХ чел/часов

Направления аудита учетной политики

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики проводится по следующим направлениям:

— проверка состава и структурной схемы бухгалтерии;

— проверка наличия должностных инструкций работников учетного аппарата;

— проверка рабочего плана счетов и графика документооборота;

— проверка формы бухгалтерского учета, последовательность применения учетной политики;

— проверка наличия и состава распорядительных документов по учетной политике;

— проверка полноты раскрытия утвержденных способов ведения учета.

Анализ учетной политики целесообразно проводить методом сплошной проверки, что позволит более детально изучить данный локальный акт и выявить недостатки.

Как отмечает Т.П. Стасюк чтобы процесс проведения ее аудита был эффективным, целесообразно, чтобы аудиторские компании разрабатывали локальный нормативный документ четвертого уровня – внутрифирменный стандарт «Аудит учетной политики», в котором описывается методика проведения аудита учетной политики в коммерческих организациях. Обозначенный стандарт будет являться одним из общего пакета внутрифирменных стандартов аудиторской организации и может подвергаться корректировкам в зависимости от специфики компании, аудит которой будет проводиться. То есть могут вноситься дополнения и изменения в содержание данного документа с учетом отраслевой специфики, масштабов деятельности и иных особенностей аудируемого лица.

Структура внутрифирменного стандарта «Аудит учетной политики» должна включать в себя следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте.

3. Анализ внешней и внутренней среды и оценка системы внутреннего контроля (СВК) организации.

4. Методика аудита учетной политики в разрезе ее разделов (организационного, технического, методологического, налогового и т.д.), оценка эффективности и поиск ее узких мест.

5. Разработка рекомендаций по устранению выявленных несоответствий (узких мест) и повышению эффективности учетной политики организации.

6. Приложения к стандарту.

Мониторинг качества учетной информации выступает специфическим элементом системы оценки качества учетной информации при аудите организации бухгалтерского учета.

По результатам проведенной проверки аудиторы формируют отчет, в котором должна быть представлена оценка эффективности учетной политики экономического субъекта, а также, в случае необходимости, разработаны рекомендации по ее повышению. К отчету аудиторы должны быть приложить специальные приложения, которые обосновывают все сформулированные предложения.

Текущий контроль за состоянием учетной политики и соответствия ее действующему законодательству на предприятии, должен осуществляться главным бухгалтером. Именно в его обязанности, как отмечено в ПБУ 1/2008 входит формирование учетной политики.


Таким образом, по результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

— учетная политика является нормативным локальным актом предприятия в котором отражена совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;

— основными элементами учетной политики предприятия выступают: — рабочий план счетов, формы первичных документов, регистры бухгалтерского учета, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, порядок проведения инвентаризации, методы оценки активов и обязательств,  порядок документооборота, технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухгалтерского учета;

— анализ учетной политики предполагает проведение исследований ее на соответствие действующему законодательству, а также на соответствие фактической организации системы бухгалтерского учета на предприятии.

Оставьте комментарий

>