Варианты организации управленческого учёта




Общая характеристика вариантов организации управленческого учета

Организация ведения управленческого учета на предприятии не закреплена на законодательном уровне, т.е. является добровольным решением собственников компании. При этом, основным преимуществом организации управленческого учета является рациональное использование производственных ресурсов  и управления производственной деятельностью. Как правило, крупные компании имеют обособленные подразделения, функциональными обязанностями которых, является организация ведения управленческого учета, либо в штате таких организаций имеются сотрудники, отвечающие за организацию бухгалтерского управленческого учета.

В практики функционирования предприятий, как отмечает Л.Г. Лопастейская, выделяют четыре варианта организации управленческого учета:

— полное выделение управленческого учета из финансового;

— автономная форма ведения управленческого учета;

— ведение управленческого учета вне системы бухгалтерского учета;

— ведение учета производственных затрат в системе финансового учета.

На наш взгляд, автор представляя выше перечисленные варианты ведения управленческого учета на предприятии, не совсем корректно их классифицирует. Как показал анализ учебной и научной литературы, все же основными вариантами организации бухгалтерского управленческого учета в компаниях, являются:

— автономный способ;

— интегрированный способ.

Рассмотрим каждый из этих способов более подробно и проанализируем их недостатки и преимущества.


Автономный способ ведения управленческого учета

1. Автономный способ ведения управленческого учета. Преимущественно применяется в зарубежных компания, а его суть заключается в полной автономии бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета. Бухгалтерский финансовый учет в таких компаниях призван обеспечить достоверными данными пользователей о расходах предприятия, ее имуществе, кредиторской и дебиторской задолженности, т.е. той информацией, на основе которой формируются финансовые отчеты. Управленческий же учет представляет ту информацию, преимущественно о доходах и расходах, объемы которой достаточны для принятия управленческих решений. Для организации взаимодействия финансового и управленческого учета при таком способе организации последнего, применяются счета-экраны, которые передают в отделы финансового учета информацию в сжатом виде по тем или иным затратам.

Основными преимуществами, применяя такого метода организации управленческого учета, являются:

— использование счетов – экранов, влияет на сохранение конфиденциальности информации;

— обособленность подразделений ведет к дополнительному контролю взаимосвязанных операций;

— улучшение информационного обслуживания управленческого персонала предприятия;

Основными недостатками, применяя такого метода организации управленческого учета, являются:

— дополнительные затраты на организацию управленческого учета;

— необходимость составления своей самостоятельной системы счетов.

— сложность применения в отечественных предприятиях;

— повышение трудоемкости учетной работы;

— дублирование учетной информации.


Интегрированный способ организации управленческого учета

Интегрированный способ организации управленческого учета. Преимущественно применяется на российских предприятиях, а его суть заключается в объединении учетных данных финансового и управленческого учета на единых счетах с выделением подсчетов. Таким образом, при организации управленческого учета интегрированным способом, финансовая и управленческая бухгалтерия используют единую систему счетов и бухгалтерских проводок.

Счета финансового учета затрат используются для отражения на них данных управленческого учета без обособления калькуляционных счетов в системе управленческого учета как это происходит в рамках автономного способа [2, с. 216].

Основными преимуществами, применяя такого метода организации управленческого учета, являются:

— отсутствие дополнительных затрат на организацию управленческого учета как отдельное структурное подразделение;

— отсутствие необходимости составления отдельной системы счетов для управленческого учета;

— обеспечение прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами финансового учета;

— обеспечение единства принципа отражения информации.

Основными недостатками, применяя такого метода организации управленческого учета, являются:

— снижение уровня конфиденциальности информации;

— снижение качества взаимного контроля со стороны управленческого и финансового отдела.

Таким образом, рассмотрев варианты организации управленческого учета, можно сделать вывод о том, что в мировой практике применяются автономный и интегрированный способ организации управленческого учета, первый из который преимущественно применяется в зарубежной практике, а второй в практике отечественных компаний. При этом, каждый из этих способов имеет свои имущества и недостатки.

Оставьте комментарий

>