В аспектах экономического анализа, основными задачами, которые достигаются в рамках реализации его функций, являются:
1. Оценка:
— достигнутых показателей производственно – сбытовой деятельности, а так же динамики изменения этих показателей во времени;
— эффективности использования материальных, трудовых, финансовых и иных видов ресурсов предприятия;
— состояния внешней среды;
— состояния конкурентоспособности;
— позиции на рынке;
— перспектив развития.
2. Диагностика производственно-сбытовой деятельности:
— фиксация и определение отклонений производственно-сбытовых показателей деятельности предприятия от показателей, установленных в производственной программе;
— определение соблюдения требований нормативно установленных показателей и значений (например, к качеству продукции);
— построение факторных моделей, которые позволят установить причина-следственные связи, изменения показателей производственно-сбытовой деятельности;
— определение уровня и размера влияния факторов на финансовые результаты деятельности предприятия.
3. Проектирование перспектив производственно-сбытовой деятельности предприятия:
— построение прогнозов производственно — сбытовой деятельности;
— определение влияния на прогноз изменений внешней среды;
— сопоставимости потенциала предприятия и ёмкости внешней среды;
— обоснованности экономическими расчётами запланированных показателей объёмов производства и сбыта продукции;
— напряженности производственной и сбытовой программы.
Грамотно проработанный план производства и сбыта продукции помогает руководству предприятия решить ряд проблем, например:
— расширение клиентской базы, повышение степени лояльности уже существующих покупателей;
— рост качества и конкурентоспособности производимой продукции;
— сокращение издержек на производство и реализацию продукции;
— снижение долговой нагрузки;
— образование финансовых и материальных ресурсов;
— создание эффективной стратегии развития на среднесрочный и долгосрочный период.
В целях совершенствования системы планирования производственно-сбытовой деятельности, можно осуществить ряд мероприятий.
Автоматизация производственных процессов в настоящее время активно применяется на ряде предприятий, а вот система автоматизации и даже, цифровизации планирования производственной и сбытовой деятельности особо еще не распространена.
Для того чтобы повысить эффективность планирования производства и реализации продукции, необходимо, прежде всего, качественно и детально провести оценку производственных возможностей предприятия, а также изучить спрос на продукцию.
Исследование и применение зарубежного опыта планирования, в том числе с использованием концепции «бережного производства» является довольно актуальным и наиболее перспективным направлением совершенствования системы планирования производственно-сбытовой деятельности.
Факторы, оказывающие влияние на эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия, представлены на рисунке.
Учет приведенных выше факторов будет способствовать повышению эффективности организации производственно-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта на всех этапах жизненного цикла организации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— производство представляет собой технологический процесс, в ходе которого изготавливается определённая продукция. Сам производственный процесс довольно многомерен и многообразен, а его структура и длительность зависит от конкретного вида изготавливаемой продукции;
— сбыт представляет собой процесс в ходе, которого готовая продукция от производителя поступает к конечному потребителю. Сбытовая деятельность и сбытовая политика каждого из субъектов каналов движения продукции от производителя до потребителя, как правило, представлена такими субъектами, как: производитель, посредник, потребитель;
— планирование производственно-сбытовой деятельности является важнейшим элементом управления, хозяйствующим субъектом, так как на основании системы планирования обеспечивается загрузка производственных мощностей;
— для повышения эффективности планирования, а так же производства и реализации продукции предприятия, собственники и менеджеры должны принимать во внимание ряд внешний и внутренних факторов.