Организация пассажироперевозок: показатели и пути повышения эффективности


Результатом деятельности региональных органов власти и местного самоуправления по организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом является совокупный социально-экономический эффект. Социальным эффектом является повышение качества регулярных перевозок, в том числе безопасности перевозок пассажиров. Экономический эффект выражается в снижении бюджетной нагрузки, развитии добросовестной конкуренции между перевозчиками. Повышения экономической эффективности можно добиться увеличением социально-экономического эффекта или снижением организационных затрат. Основанием для повышения эффективности организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом является целый ряд проблем пассажирского автотранспорта общего пользования в регионах, влияющих на его нормальное функционирование и стабильное развитие.


Показатели эффективности организации пассажирских перевозок

На рисунке представлены основные показатели, характеризующие организацию и эффективность деятельности пассажирских перевозчиков

Эффективность пассажироперевозок
Основные показатели, характеризующие организацию и эффективность деятельности пассажирского транспорта

Можно заметить, что обобщенные показатели от отрасли и индивидуальные показатели деятельности пассажирских автопредприятий и пересекаются между собой, т.е. являются идентичными. В отличии от обобщенных показателей отрасли, при расчете индивидуальных показателей производится анализ как работы по направлениям индивидуального использования пассажирского транспорта и его состояния.


Методика расчета показателей эффективности пассажирских перевозок

Производится расчет в т.ч. таких показателей как эффективность использования имущества предприятия, выручка, прибыль (убыток), рентабельность (убыточность). Структурирование данных показателей позволит более точно определить проблемные места отрасли в целом и будет способствовать поиску резервов повышения ее эффективности.

Показатель вместимости подвижного состава маршрутов выражается удельным пассажирооборотом маршрутов (Ум). Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

Ум=Vm*L/Im   

где Vм – общий объем пассажироперевозок маршрута, пас; L – средняя длина пассажироездки, км; Iм – длина маршрута, км.

[flat_ab id=»5″]

Энергоемкость перевозок Эн, т.е. расход энергии автомобилем на выполнение конкретных перевозок:

Эн=100*Т*p ц/W     

где,  Т – количество топлива (ГСМ), которое расходовано на осуществление автомобильной перевозки в год, литров; ρ — плотность топлива; ц — теплотворная способность (калорийность) топлива, ккал.; W- производительность, пасс.-км/год.

Материалоемкость перевозок (Ме), т.е. количество материалов, расходуемое при осуществлении различных транспортных работ, кг/1000 пасс. км.:

Ме=  (1000*(Gк-Gэ)* ц)/(W*C*б)

где Gк  – масса автомобиля, кг; Gэ – масса материала, расходуемая в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы, кг; С – амортизационный срок службы автомобиля, лет; б – коэффициент использования материалов в производстве.

Трудоемкость использования (Те) т.е. количество трудозатрат всех работников, приходящееся на единицу транспортной продукции, чел.- ч/100 пасс.-км:

Те=  (1000*(Тв+Трр+Та))/W 

где, Тв, Трр, Та – затраты труда водителей, работников ремонтной службы, управленческих работников, чел.-ч.

Себестоимость перевозок (Sa) рассчитывается отношением суммы расходов, связанных с выполнением перевозок за определенный период времени, к выполненной за это же время транспортной работе:

Sa=С/Р

где, С – затраты на оказание услуг пассажирских перевозок, тыс. руб.; Р – объем пассажирооборота, пасс.-км.

К показателям эффективности перевозочного процесса одиночного автомобиля можно отнести его общий пробег (Lобщ), формирование которого происходит из трех составляющих:

Lобщ=Lпол+Ln+Lx         

где, Lпол – пробег с пассажирами; Ln – нулевой пробег; Lx – холостой пробег, км.

Другим показателем является средняя длина перевозки пассажиров (Lдн):

Lдн=  (Lдн1+Lдн2+⋯Lднn)/Q

где, Lдн1, Lдн2, Lднn – расстояние поездки одного пассажира, км. Q – количество перевезенных пассажиров, чел.

Основным из показателей эффективности использования парка подвижного состава является показатель численности подвижного состава (Аобщ):

Аобщ=Аэ+Ап+Ар

где, Аэ – автомобили парка готовые к эксплуатации; Ап – неработающие автомобили; Ар – автомобили, находящиеся на линии.

Обобщающими показателями эффективности организации пассажироперевозок являются показатели прибыльности и рентабельности.

Рпр=П/В*100%

где, Рв (%)  — рентабельность прибыли от продаж; П – прибыль от реализации услуг по перевозки пассажиров; В – выручка от реализации услуг по перевозке пассажиров, тыс.руб.

Рпер=П/З*100%     

где, Рпер (%)  — рентабельность пассажирских перевозок, %; З – себестоимость осуществления пассажирских перевозок, тыс.руб.

Показатели рентабельности позволяют оценить размер прибыльности (убыточности) на 1 рубль выручки или затрат на оказание услуг перевозок пассажиров.

Кроме того, существует и система других косвенных показателей организации и эффективности деятельности отрасли пассажирского транспорта, к таким показателям можно отнести налоговые поступления в бюджетную систему РФ

[flat_ab id=»5″]


Повышение эффективности пассажирских перевозок

Повышение эффективности пассажирских автобусных перевозок достигается решением комплекса следующих организационных и экономических задач:

— систематическое изучение пассажиропотоков на автобусных маршрутах;

— разработка на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов;

— выбор типа и определение количества подвижного состава на маршруте;

— составление расписания движения автобусов и графика их выпуска на линию; нормирование скоростей движения автобусов;

— координация работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

— направление движения автотранспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;

— снижение себестоимости перевозок;

— недопущение недобросовестной конкуренции в сфере пассажирских перевозок;

— своевременность принятия тарифов, сбалансированная ценовая политика;

— подбор квалифицированных кадров;

— улучшение качества дорог.

Организация работы пригородного и городского пассажирского транспорта должна быть направлена на повышение эффективности его работы в сочетании соблюдения интересов государства, муниципалитета, транспортных предприятий и всех слоев населения. С решением этих задач будет обеспечено устойчивое функционирование городского и регионального пассажирского автотранспорта, являющегося одним из условий повышения уровня жизни населения региона.

Оставьте комментарий

>