Содержание
Проводимая на сегодняшний день в нашей стране политика и действующий институт регулирования демографических процессов является довольно неустойчивым, хотя его основы были заложены еще в советские времена, в настоящее время он не сформирован в том виде, в котором бы удовлетворял всех его субъектов. Демографическая политика, основанная и проводимая в рамках действующего законодательства и с учетом территориальных особенностей будет эффективна в том случае, если ее реализация будет проводиться комплексно, но в тоже не стоит забывать о значимости отдельных вопросов данной политики, являющимися приоритетными.
Демографические процессы, происходящие в нашей стране, являются индикаторами наиболее острых проблем развития российского общества.
Принципы демографической политики
Необходимо выделить следующие основные принципы принципами формирования и проведения демографической политики:
— формирование четких и конкретных целей в области управления демографическими процессами;
— выработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной концепции демографической политики;
— изучение положительного зарубежного опыта в области управления демографическими процессами и применение их в собственной практике;
— организация расширения структуры проведения демографической политики на социальные и общественные институты.
Как отмечает А.В. Осколков — социальная политика является одним из самых важных направлений в государственной политики любого государство, тем более одним из важнейших частей или сегментов выступают демографическая политика. Аналогичного мнения придерживается С.В. Макар, который считает, что демографическая ситуация в России демонстрирует высокую чувствительность к социальной политике, которая реализуется через механизмы государственных программ социального обеспечения и социальных услуг (развитие систем здравоохранения, образования, культуры и другие). На наш взгляд, автор справедливо выделяет взаимосвязь социальной и демографической политики. Кроме того, как обязательный элемент социальной политики в рамках решения вопросов демографии, считаем необходимым, выделит субъекты и объекты социальной защиты населения.
Выделение субъектов и объектов социальной защиты населения является приоритетным в рамках данной выпускной квалификационной работы, так как они выступают наиболее значимыми в области регулирования демографических процессов и обеспечения качественного уровня жизни населения.
Конституционное регулирование демографической политики
Основополагающим нормативно-правовым документом, определяющим базовые направления демографической политики, в том числе как элемента социальной политики, является Конституция РФ. В данном нормативно-правовом акте закреплены основы социальности российского государства (ст.7), обеспечения защиты материнства и детства (ст.7, ст. 38), права на получение бесплатной медицинской помощи, права на охрану здоровья (ст. 41) Кроме того в Конституции РФ содержатся положения, определяющие компетентность отнесения вопросов в области демографической ситуации на субъекты РФ (ст. 71-72).
В 2007 году была разработана Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, концепция была утверждена Указом Президента РФ. В данной Концепции, целью которой являлось, не только стабилизация численности населения до определенных критериев, но и повышение его уровня жизни, были выделены следующие направления демографической политики:
— повышение продолжительности жизни населения;
— сокращение уровня смертности;
— повышение уровня рождаемости;
— регулирование миграционных процессов, как внутренних, так и внешних;
— улучшение здоровья населения.
Национальные проекты, регулирующие демографическую политику
7 мая 2018 года Президентом РФ подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», планируется решение демографической проблемы через повышение основополагающих факторов успешного государства и снижение уровня смертности, а также создание конкурентоспособной экономики и на этой основе улучшение жизни населения, что и будет способствовать решению проблемы. Основная цель – это «осуществление прорывного научно технологического и социально экономического развитие Российской Федерации.
Решение актуальных демографических вопросов на государственном уровне, предполагает комплекс различных видов государственных и муниципальных программ, целью которых является оптимизация демографического развития государства. Данные программы включают в себя меры по сокращению смертности, повышению рождаемости, обеспечению социальной защиты, регулированию миграционных процессов и иные аспекты, направленные на решение проблем демографической направленности.
Паспорт национального проекта «Демография» был утверждён 24 декабря 2018 года, данный проект включает в себя пять федеральных проектов:
— федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»;
— федеральный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»;
— федеральный проект «Старшее поколение»;
— федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»;
— федеральный проект «Спорт – норма жизни».
Перечисленные выше федеральные проекты содержат полный комплекс мер, направленных на решение существующих проблем демографического характера в нашей стране. Рассмотрим более подробно направления каждого из проектов.
1. Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Основной задачей данного проекта является финансовая поддержка семей, при рождении у них детей. Данным проектом решаются вопросы:
— предоставления и распоряжения материнским капиталом;
— предоставления льготной ипотечной ставки семьям с детьми;
— экстракорпорального оплодотворения;
— регулирования деятельности радио, телевидения, Интернета в области работы, направленной на сохранение семейных ценностей, поддержку материнства и детства;
— установления и ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением);
— реализации дополнительных мер, направленных на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке.
2. Федеральный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Основной задачей данного проекта является создание условий занятости женщин, а также 100 процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. Данным проектом решаются вопросы:
— формирования нормативно – правовой базы для осуществления мероприятий по созданию условий для осуществления трудовой деятельности женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста;
— организации обучения и переквалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком;
— создания в субъектах РФ дополнительных мест в дошкольных учреждениях;
— поддержки негосударственного сектора дошкольного образования;
— внедрения методических рекомендаций для оценки и повышения качества образования работников системы дошкольного образования;
— распределения субсидий для организации дополнительных мест в дошкольных учреждениях;
— создания дополнительных рабочих мест в системе дошкольного образования.
[flat_ab id=»11″]
3. Федеральный проект «Старшее поколение». Основной задачей данного проекта является повышение качества жизни старшего поколения. Данным проектом решаются вопросы:
— оценки эффективности действующих программ, направленных на увеличение долголетия жизни;
— изменения календаря профилактических прививок;
— регламентирующие систему профилактических осмотров и диспансеризации населения;
— создания региональных гериатрических центров и геронтологических отделений;
— приобретение автотранспорта с целью доставки лиц в медицинские учреждения из отдаленных территорий;
— внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
— софинансирования строительства отдельных объектов социальной защиты;
— увеличения доли негосударственных организаций в системе социального обслуживания;
— проведения мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для лиц предпенсионного возраста.
4. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Основной задачей данного проекта является повышение мотивации к здоровому образу жизни, в том числе отказа от вредных привычек. Данным проектом решаются вопросы:
— разработки нормативных правовых актов, регламентирующих ведение гражданами здорового образа жизни;
— обеспечения и внедрения нормативных актов в функционирования центров общественного здоровья;
— разработки нормативных правовых актов и документов в области здорового питания;
— разработки и внедрения системы мониторинга состояния отдельных общественных групп в области диетологии, здорового питания, ведения здорового образа жизни;
— внедрению муниципальных программ по укреплению общественного здоровья;
— разработки региональных программ по формированию приверженности здоровому образу жизни;
— формирования информационных ресурсов в области контрафактной продукции и ее выявления;
— разработки модельных, корпоративных программ, направленных на улучшение здоровья граждан.
5. Федеральный проект «Спорт — норма жизни». Основной задачей данного проекта является создание условия для занятия спортом. Данным проектом решаются вопросы:
— утверждения концепции и плана реализации программы ГТО;
— создания центров тестирования ГТО;
— поставки нового спортивного оборудования в спортивные школы;
— создания новой модели компетенций и оценки профессиональной подготовки работников физической культуры и спорта;
— подготовки спортивного резерва;
— создания доступной среды для занятия активными видами спорта (футбол, хоккей и другие);
— подготовки новых кадров для ведения спортивно-массовой работы;
Планируемый объем средств, для реализации всех выше представленных проектов составляет 3105, 2 млрд.руб. .
Таким образом, проведя анализ нормативно-правовой базы регулирования государственной демографической политики, необходимо отметить, помимо Основного Закона, значимую роль Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также национального проекта «Демография». Что касается самих субъектов федерации, то их программы развития, направленные на решение демографических проблем, строятся именно на установленных законодательством требованиях и критериях, исходящих из принятых на федеральном уровне программ, что осложняет учет индивидуальных параметров отдельных территорий и демографической ситуации, происходящей на них.