Содержание
Цели и классификация демографической политики
Цели демографической политики могут быть интерпретированы, как теоретическими аспектами в виде направлений, так и достижением уровня определенных индикативных показателей, например повышение уровня рождаемости, сокращение смертности и т.д.
В нашей стране основные направления демографической политики можно классифицировать по трем группам:
— демографическая политика в области рождаемости и смертности населения;
— демографическая политика в области снижения смертности и улучшения здоровья населения (данная политика интегрирована в социальную политику);
— миграционная политика, направленная на прирост населения за счет притока жителей из зарубежных стран.
Основными мерами демографической политики, реализуемой на территории Российской Федерации, являются:
— экономические меры, которые проявляются в области социально-экономической поддержки населения, к таким мерам относятся: оплату больничных, выплата различных видов социальных пособий, в том числе пособий на детей по 10 тыс.руб., в 2020 году в связи с пандемией. Так же к направлениям экономического стимулирования демографических процессов относятся: установление льгот для отдельных категорий граждан, бесплатное питание детей начальных классов в школах, компенсации за оплату коммунальных услуг, оплату образовательных услуг и т.д. Остается открытым вопрос о том, относятся ли таким меры налогового регулирования, как налоговые льготы, налоговые вычеты по НДФЛ и другие способы законного уменьшения налоговой нагрузки на физических лиц, экономическими мерами демографической политики. Считаем, что такие меры являются косвенными, т.к. улучшают социально-экономическое положение граждан;
— административные меры. Представляют собой законодательные аспекты регулирования отдельных элементов гражданских и иных правоотношений. В качестве административных мер демографической политики могут быть использованы: установление МРОТ и прожиточного минимума, установление критериев мало обеспеченности, разработка нормативных актов по регулированию семейных отношений, трудовых отношений в области условий занятости и иных мер;
— воспитательные и пропагандистские меры. Направлены на формирование и поддержание общественного мнения, на воспитание младшего поколения, формирования у него социального паспорта.
Демографическая политика является компонентой социальной политики, выражающейся в регулирование миграционных процессов и естественного прироста населения.
[flat_ab id=»11″]
Рассмотрим более подробно, принимаемые Правительством нашей страны меры, социально-экономического характера, направленные на решение проблемных вопросов демографической ситуации.
Поддержка семей с детьми как часть демографической политики
Поддержка семей с детьми. Если проблема исчерпания ресурсов может быть разрешена за счёт развития технологий и, по сути, решает сама себя, так как большее количество людей обеспечивает более высокий экономический и технологический рост, проблема низкой рождаемости куда хуже. Как показывает практика, при определённом уровне развития общества неизбежно происходит демографический переход. Сначала падает смертность, происходит взрывной рост населения. После падает рождаемость и население стабилизируется и даже более того начинает падать. Самым значимым и распространенным элементом государственной поддержки семей с детьми, является предоставление государством таким семьям «Материнского капитала». Данная программа государственной поддержки была принята в 2007 году и действует по сегодняшний день. Ее суть заключается в том, что дети, где уже с учетом изменений в 2020 году, родился первый и последующий ребенок, могут рассчитывать на определенную сумму материнского капитала. Материнский капитал может быть использован по исчерпывающему перечню направлений, как правило, наиболее часто данные средства используются на приобретение жилья или погашение ипотечных кредитов.
Поддержка семей с детьми не ограничивается лишь упомянутой выше программой. В частности, на уровне субъектов федерации существуют аналогичные программы, именуемые «Областным материнским капиталом». Система экономических мер поддержки граждан, с детьми, также подразумевает возможность снижения (в разных регионах по-разному), величины оплаты за ЖКУ, компенсации за оплату нахождения ребенка в дошкольном учреждении, оплаты питания и т.п. Одной из проблем реализации данного направления мер социальной поддержки, являющихся составными элементами демографической политики, является малоинформативность граждан. Ведь, семья, проживающая в отдаленных уголках нашей страны, не всегда может быть полностью ознакомлена с доступными ей мерами социальной поддержки.
Необходимо отметить, что проводимая в настоящее время в нашей стране социально-демографическая, носит противоречивый характер, ведь с одной стороны, государство прилагает определенные усилия для повышения уровня рождаемости; с другой – социальное обеспечение качества жизни оставляет желать лучшего. При этом, необходимо отметить сложившиеся проблемы социально-экономической политики, в области экономической поддержки населения в условиях пандемии. Прежде всего, необъяснимым является тот факт, что государство, например, осуществило выплаты семьям с детьми, установив определенный возрастной порог. Большинство населения нашей страны, не говоря уже о представителях малого и среднего предпринимательства, по факту не получило необходимой поддержки. Местные органы власти будто бы специально затягивают время на рассмотрение возможности получения пособий физическими лицами, постановки на учет в качестве безработного и т.п. В итоге все это ведет не только к экономической нестабильности, но и социальной напряжённости в обществе.
Совершенствование медицинского обслуживания
Повышение уровня здоровья граждан. Является одной из приоритетных мер демографической политики в нашей стране, однако, как показывает реальное положение дел, данная мера не всегда и не везде работает эффективно. Особенно в настоящее время, когда пик активности пандемии, привел к множественным проблемам в области оказания качественной медицинской помощи населению.
Повышение занятости населения
Улучшение показателей социально-экономического положения граждан. На протяжении нескольких десятилетий, проблема безработицы на территории нашей страны, как составляющего элемента социальной политики, влияющего на демографические показатели, выступает уровень занятости и безработицы.
Необходимо ответить тот факт, что в условиях пандемии, уровень снижения и роста безработицы, может несколько поменяться, что определено значимыми факторами, ограничивающими деятельность тех или иных экономических сфер.
Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, который негативно влияет на демографическое развитие страны, проявляется в двух аспектах. С одной стороны, развитие экономики провоцирует рост спроса на труд и расширение занятости. С другой стороны, отмечается сокращение предложения труда, которое обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.
Фактором, способствующим оттоку населения из определенных территорий, является именно фактор отсутствия рабочих мест, люди не просто не хотят работать за низкую заработную плату, они материально не могут содержать свои семьи на получаемые средства. Поэтому государству, а именно субъектам федерации на муниципальном уровне необходимо проводить прогноз демографического развития, определять все факторы, способствующие наличию демографических проблем.
Ниже приставлены основные показатели, характеризующие демографическую ситуацию на определенной территории.
1. Абсолютные демографические характеристики численности населения.
1.1 Абсолютный прирост (убыль):
Δt-0= St-S0
где St – численность населения отчетного периода;
S0–численность населения предыдущего периода.
1.2 Естественный прирост:
ЕП= Sрод — Sум
где Sрод – количество родившихся;
Sум – количество умерших.
1.3 Миграционный прирост:
МП= Sприб мигр -Sвыб мигр
где Sприб мигр – число прибывших мигрантов;
Sвыб мигр – число выбывших мигрантов.
1.4 Общий прирост:
ОП=ЕП+МП
где ЕП – естественный прирост;
МП – миграционный прирост
После 2000 года рождаемость начала расти, благодаря повышению уровня жизни и появлению более многочисленного поколения, рождённого в 80-годах 20-го века. С 2003 года также быстро снижалась смертность, что привело к снижению естественной убыли, а с 2013 по 2015 годы даже к росту населения. Также с начала 90-х наблюдался непрерывный миграционный прирост, который частично, а с 2009 и полностью, компенсировал естественную убыль населения. Но с 2016 года рождаемость снова стала снижаться, так как в фертильный возраст пришло очень маленькое поколение, рождённое в 90-х.
Занятие спортом как направление демографической политики
Формирование благоприятной среды для занятия спортом. Прежде всего, молодёжь должна быть вовлечена в мероприятия по мотивации здорового образа жизни и занятиям спортом. Однако, как показывает практика, на сегодняшний день занятие спортом является довольно затратным аспектом, не всегда позволяющим выделить на него значимую долю семейного бюджета.
Миграционное регулирование
Миграционная политика и иммиграция. Так сложилось, что на протяжении уже нескольких десятков лет, в нашей стране наблюдался высокий уровень оттока населения. Прежде всего, это касается проблемы, так называемой «Утечки мозгов», когда высококвалифицированные специалисты уезжали из России на постоянное место жительства в другие страны. Предлагаемые условия проживания и заработные платы в странах ЕС , США да и ряда азиатских стран, в разы превышали аналогичные показатели в нашей стране, что с начала перестройке привело к огромным иммиграционным потокам. Рассматривая вопросы внутренней миграции, стоит отметить такую тенденцию, что наиболее часто люди покидают сельскую местность, где отсутствует работа, либо сами условия для проживания уже находятся на низком уровне. При всем при этом из относительно крупных городов нашей страны, люди переезжают в города миллионники (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск), где пытаются найти лучшие условия для жизни, прежде всего высокооплачиваемую работу.
На сегодняшний день можно выделить следующие, основные проблемы в области демографической политики в Российской Федерации, требующие адекватного реагирования со стороны государства:
— суженое воспроизводство населения;
— диспропорция в распределении населения по территории страны;
— общая деградация населения;
— напряженность на рынке труда;
— снижение реального уровня доходов населения;
— высокий уровень смертности и недостаточный уровень рождаемости населения;
— высокий отток населения из деревень, поселков, малых городов.
Таким образом, предпринимаемые государство меры демографической политики, на сегодняшний день, хоть и показали себя в определенных моментах в эффективной степени, но в целом, вся ситуация в области воспроизводства населения, естественного прироста и убыли населения, его социально-экономического положения и других аспектов, требует пристального внимания.
Рассматривая перспективы демографической ситуации в нашей стране, необходимо отметить огромное значение государственного регулирования демографической политики. Те законы, которые принимаются на государственном уровне, те программы социально-экономического развития, которые уже реализуются и еще будут реализовываться, являются основным фактором, способствующим определению вектора направления демографической ситуации в нашей стране.