Факторный анализ прибыли



Источники формирования прибыли

Прибыль определяется как положительный финансовый результат деятельности предприятия в отчетном периоде и формируется как разность между доходами организации и ее расходами. В условиях сложившегося экономического кризиса, наличие прибыли является первостепенной целью коммерческих предприятий, определяющей возможность дальнейшего их функционирования.

Основными источниками прибыли коммерческих предприятий являются:

— производство и реализация продукции, работ, услуг;

— реализация имущества и неимущественных прав;

— доходы от прочих видов деятельности (сдача объектов основных средств в аренду, штрафы и пени полученные организацией  и т.п.);

— доходы от инвестиционной деятельности (приобретение ценных бумаг).


Формируем таблицу для факторного анализа прибыли

Для общей оценки положения предприятия с точки зрения эффективности реализации товаров и услуг, необходимо представить анализ финансовых результатов его деятельности (таблица 1).

Анализ показателей финансовых результатов АО «Рога и копыта»

Показатели2020 г.2021 г.2022 г.
Выручка от продаж504564279141251
Себестоимость323293229031355
Валовая прибыль18127105019896
Прибыль от продаж18127105019896
Прочие  доходы458611971679
Прочие расходы750353106345
Прибыль до налогообложения1521063885230
Налог на прибыль420720851772
Чистая прибыль1142046493749

Таким образом, как можно заметить, в организации отсутствуют коммерческие и управленческие расходы, поэтому величина валовой прибыли равна прибыли от продаж. Данный показатель снижается в 2021 году относительно 2020 года на 7626 тыс.руб., а в 2022 году еще на 605 тыс.руб. Величина прибыли до налогообложения в 2021 году относительно 2020 года снизилась на 8822 тыс.руб. или на 68%, а в 2022 году относительно 2021 года сократилась еще на 1158 тыс.руб., или на 18,2%. Чистая прибыль в АО «Рога и копыта» в 2021 году относительно 2020 года  снизилась на 6771 тыс.руб., или на 59,3%, а в 2022 году еще на 900 тыс.руб., или на 19,4%.


Факторный анализ прибыли проводим методом цепных подстановок

Факторный анализ прибыли от продаж за 2020 — 2022 год произведем способом цепных подстановок:

Данные для расчета факторного анализа прибыли от продаж за 2020-2021 гг., тыс.руб.

ПоказательУсл. обозначения2020 год2021 годИзменения +/-
1. Выручка от реализации, тыс.руб.В5045642791-7665
2. Себестоимость, тыс.руб.С3232932290-39
3. Коммерческие расходы, тыс.руб.Кр000
4. Прибыль от продаж, тыс.руб.Пр1812710501-7626

                         Пр0 = Вр0-С0-Кр0-Ур0

где,

Вр0 – выручка базисного периода;

С0 – себестоимость базисного периода;

Кр0 – коммерческие расходы базисного периода;

Ур0 – управленческие расходы базисного периода.

Пр0 = 50456-32329-0 = 18127 тыс.руб.

                      Пр. усл.1 = Вр1-С0-Кр0-Ур0

где, Вр1 — выручка отчетного периода.

Пр. усл.1 = 42791-32329-0 = 10462 тыс.руб.

                            Пр. усл.2 = Вр1-С1-Кр0-Ур0

где, С1 — себестоимость отчетного периода.

Пр. усл.2 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.

                            Пр. усл.3 = Вр1-С1-Кр1-Ур0

где, Кр1 – коммерческие расходы отчетного периода.

Пр. усл.3 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.

                          Пр1 = Вр1-С1-Кр1-Ур1

где, Ур1 – управленческие расходы отчетного периода.

Пр1 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.

Определим влияние факторов:

1) За счет изменения выручки:

Пр.в = Пр. усл.1 – Пр0 = 10462-18127 = -7665

2) За счет изменения себестоимости реализации

Пр.с = Пр. усл.2 – Пр. усл.1 = 10501-10462 = 39

3) За счет изменения коммерческих расходов

Пр.кр = Пр.усл.3 – Пр.усл. 2 = 10501-10501 = 0

4) За счет изменения управленческих расходов

Пр.ур = Пр1 – Пр. усл.3 = 10501-10501 = 0

5) Совокупное влияние факторов:

∆Пр = Пр.вр + Пр.с + Пр.кр + Пр.ур = -7662+39 = -7626

Данные для расчета факторного анализа прибыли от продаж за 2021-2022 гг., тыс.руб.

ПоказательУсл. обозначения2021 год2022 годИзменения +/-
1. Выручка от реализации, тыс.руб.В4279141251-1540
2. Себестоимость, тыс.руб.С3229031355-935
3. Коммерческие расходы, тыс.руб.Кр000
4. Прибыль от продаж, тыс.руб.Пр105019896-605

Пр0 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.

Пр. усл.1 = 41251-32290-0 = 8961 тыс.руб.

Пр. усл.2 = 41251-31355-0 = 9896 тыс.руб.

Пр. усл.3 = 41251-31355-0 = 9896 тыс.руб.

Пр1 = 41251-31355-0 = 9896 тыс.руб.

Определим влияние факторов:

1) За счет изменения выручки:

Пр.в = Пр. усл.1 – Пр0 = 8961-10501 = -1540

2) За счет изменения себестоимости реализации

Пр.с = Пр. усл.2 – Пр. усл.1 = 9896-8961 = 935

3) За счет изменения коммерческих расходов

Пр.кр = Пр.усл.3 – Пр.усл. 2 = 9896-9896 = 0

4) За счет изменения управленческих расходов

Пр.ур = Пр1 – Пр. усл.3 = 9896-9896 = 0

5) Совокупное влияние факторов:

∆Пр = Пр.вр + Пр.с + Пр.кр + Пр.ур = -1540+935 = -605


Как сделать вывод после факторного анализа прибыли

Таким образом, за счет снижения выручки  прибыль от продаж снизилась в 2021 году по отношению к 2020 году на 7665 тыс.руб., а в 2022 году относительно 2021 года на 1540 тыс.руб. За счет снижения себестоимости прибыль от продаж предприятия возросла  в 2021 году относительно 2020 года на 39 тыс.руб., а в 2022 году относительно 2021 года на 935 тыс.руб.

Для повышения уровня прибыли от продаж АО «Рога и копыта» необходимо:

— повысить объемы производства и реализации хлебобулочной продукции для повышения выручки;

— снизить себестоимость производства и иные затраты за счет: применения современных технологий, обновления оборудования; снижения затрат на услуги сторонних организаций, совершенствования системы доставки и т.п.

Для повышения выручки и прибыли предприятия, предлагаем использовать опыт ООО «Зирве». В данной компании вопросами реализации занимаются торговые представители, которые на своем личном транспорте ежедневно развозят продукцию по точкам города, и доход в виде % от продаж. Так в АО «Рога и копыта» доставка осуществляется транспортом компании и затраты на ГСМ и ТО автомобилей составляют 1680 тыс.руб. в год, затраты же на оплату труда водителей с отчислениями в социальные фонды равны 420 тыс.руб. в год. Самое главное заключается в том, что торговые представители сами заинтересованы в увеличении объема продаж, т.к. именно с продаж им идет процент дохода и исходя их анализа опыта применение данных схем сбыта продукции другими аналогичными компаниями, ежегодный прирост объемов реализации продукции составляет в среднем 8-10%.

С торговыми представителями заключаются гражданско – правовые договора на оказание услуг, с вознаграждением 0,3% от объема продаж. Таким образом, объем продаж увеличится на 41251*10% = 4125,1 тыс.руб. Себестоимость продаж снизится на 1680 тыс.руб. + 420 тыс.руб. = 2100 тыс.руб. Объем вознаграждения торговых представителей при планируемом объеме продаж составит 16886,1 тыс.руб. * 0,3% = 506,583 тыс.руб. на эту сумму увеличится себестоимость продукции. Прибыль от продаж возрастет на 4125,1+1680+420-506,583 = 5718,517 тыс.руб.

Оставьте комментарий

>