Содержание
Источники формирования прибыли
Прибыль определяется как положительный финансовый результат деятельности предприятия в отчетном периоде и формируется как разность между доходами организации и ее расходами. В условиях сложившегося экономического кризиса, наличие прибыли является первостепенной целью коммерческих предприятий, определяющей возможность дальнейшего их функционирования.
Основными источниками прибыли коммерческих предприятий являются:
— производство и реализация продукции, работ, услуг;
— реализация имущества и неимущественных прав;
— доходы от прочих видов деятельности (сдача объектов основных средств в аренду, штрафы и пени полученные организацией и т.п.);
— доходы от инвестиционной деятельности (приобретение ценных бумаг).
Формируем таблицу для факторного анализа прибыли
Для общей оценки положения предприятия с точки зрения эффективности реализации товаров и услуг, необходимо представить анализ финансовых результатов его деятельности (таблица 1).
Анализ показателей финансовых результатов АО «Рога и копыта»
Показатели | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
Выручка от продаж | 50456 | 42791 | 41251 |
Себестоимость | 32329 | 32290 | 31355 |
Валовая прибыль | 18127 | 10501 | 9896 |
Прибыль от продаж | 18127 | 10501 | 9896 |
Прочие доходы | 4586 | 1197 | 1679 |
Прочие расходы | 7503 | 5310 | 6345 |
Прибыль до налогообложения | 15210 | 6388 | 5230 |
Налог на прибыль | 4207 | 2085 | 1772 |
Чистая прибыль | 11420 | 4649 | 3749 |
Таким образом, как можно заметить, в организации отсутствуют коммерческие и управленческие расходы, поэтому величина валовой прибыли равна прибыли от продаж. Данный показатель снижается в 2021 году относительно 2020 года на 7626 тыс.руб., а в 2022 году еще на 605 тыс.руб. Величина прибыли до налогообложения в 2021 году относительно 2020 года снизилась на 8822 тыс.руб. или на 68%, а в 2022 году относительно 2021 года сократилась еще на 1158 тыс.руб., или на 18,2%. Чистая прибыль в АО «Рога и копыта» в 2021 году относительно 2020 года снизилась на 6771 тыс.руб., или на 59,3%, а в 2022 году еще на 900 тыс.руб., или на 19,4%.
Факторный анализ прибыли проводим методом цепных подстановок
Факторный анализ прибыли от продаж за 2020 — 2022 год произведем способом цепных подстановок:
Данные для расчета факторного анализа прибыли от продаж за 2020-2021 гг., тыс.руб.
Показатель | Усл. обозначения | 2020 год | 2021 год | Изменения +/- |
1. Выручка от реализации, тыс.руб. | В | 50456 | 42791 | -7665 |
2. Себестоимость, тыс.руб. | С | 32329 | 32290 | -39 |
3. Коммерческие расходы, тыс.руб. | Кр | 0 | 0 | 0 |
4. Прибыль от продаж, тыс.руб. | Пр | 18127 | 10501 | -7626 |
Пр0 = Вр0-С0-Кр0-Ур0
где,
Вр0 – выручка базисного периода;
С0 – себестоимость базисного периода;
Кр0 – коммерческие расходы базисного периода;
Ур0 – управленческие расходы базисного периода.
Пр0 = 50456-32329-0 = 18127 тыс.руб.
Пр. усл.1 = Вр1-С0-Кр0-Ур0
где, Вр1 — выручка отчетного периода.
Пр. усл.1 = 42791-32329-0 = 10462 тыс.руб.
Пр. усл.2 = Вр1-С1-Кр0-Ур0
где, С1 — себестоимость отчетного периода.
Пр. усл.2 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.
Пр. усл.3 = Вр1-С1-Кр1-Ур0
где, Кр1 – коммерческие расходы отчетного периода.
Пр. усл.3 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.
Пр1 = Вр1-С1-Кр1-Ур1
где, Ур1 – управленческие расходы отчетного периода.
Пр1 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.
Определим влияние факторов:
1) За счет изменения выручки:
Пр.в = Пр. усл.1 – Пр0 = 10462-18127 = -7665
2) За счет изменения себестоимости реализации
Пр.с = Пр. усл.2 – Пр. усл.1 = 10501-10462 = 39
3) За счет изменения коммерческих расходов
Пр.кр = Пр.усл.3 – Пр.усл. 2 = 10501-10501 = 0
4) За счет изменения управленческих расходов
Пр.ур = Пр1 – Пр. усл.3 = 10501-10501 = 0
5) Совокупное влияние факторов:
∆Пр = Пр.вр + Пр.с + Пр.кр + Пр.ур = -7662+39 = -7626
Данные для расчета факторного анализа прибыли от продаж за 2021-2022 гг., тыс.руб.
Показатель | Усл. обозначения | 2021 год | 2022 год | Изменения +/- |
1. Выручка от реализации, тыс.руб. | В | 42791 | 41251 | -1540 |
2. Себестоимость, тыс.руб. | С | 32290 | 31355 | -935 |
3. Коммерческие расходы, тыс.руб. | Кр | 0 | 0 | 0 |
4. Прибыль от продаж, тыс.руб. | Пр | 10501 | 9896 | -605 |
Пр0 = 42791-32290-0 = 10501 тыс.руб.
Пр. усл.1 = 41251-32290-0 = 8961 тыс.руб.
Пр. усл.2 = 41251-31355-0 = 9896 тыс.руб.
Пр. усл.3 = 41251-31355-0 = 9896 тыс.руб.
Пр1 = 41251-31355-0 = 9896 тыс.руб.
Определим влияние факторов:
1) За счет изменения выручки:
Пр.в = Пр. усл.1 – Пр0 = 8961-10501 = -1540
2) За счет изменения себестоимости реализации
Пр.с = Пр. усл.2 – Пр. усл.1 = 9896-8961 = 935
3) За счет изменения коммерческих расходов
Пр.кр = Пр.усл.3 – Пр.усл. 2 = 9896-9896 = 0
4) За счет изменения управленческих расходов
Пр.ур = Пр1 – Пр. усл.3 = 9896-9896 = 0
5) Совокупное влияние факторов:
∆Пр = Пр.вр + Пр.с + Пр.кр + Пр.ур = -1540+935 = -605
Как сделать вывод после факторного анализа прибыли
Таким образом, за счет снижения выручки прибыль от продаж снизилась в 2021 году по отношению к 2020 году на 7665 тыс.руб., а в 2022 году относительно 2021 года на 1540 тыс.руб. За счет снижения себестоимости прибыль от продаж предприятия возросла в 2021 году относительно 2020 года на 39 тыс.руб., а в 2022 году относительно 2021 года на 935 тыс.руб.
Для повышения уровня прибыли от продаж АО «Рога и копыта» необходимо:
— повысить объемы производства и реализации хлебобулочной продукции для повышения выручки;
— снизить себестоимость производства и иные затраты за счет: применения современных технологий, обновления оборудования; снижения затрат на услуги сторонних организаций, совершенствования системы доставки и т.п.
Для повышения выручки и прибыли предприятия, предлагаем использовать опыт ООО «Зирве». В данной компании вопросами реализации занимаются торговые представители, которые на своем личном транспорте ежедневно развозят продукцию по точкам города, и доход в виде % от продаж. Так в АО «Рога и копыта» доставка осуществляется транспортом компании и затраты на ГСМ и ТО автомобилей составляют 1680 тыс.руб. в год, затраты же на оплату труда водителей с отчислениями в социальные фонды равны 420 тыс.руб. в год. Самое главное заключается в том, что торговые представители сами заинтересованы в увеличении объема продаж, т.к. именно с продаж им идет процент дохода и исходя их анализа опыта применение данных схем сбыта продукции другими аналогичными компаниями, ежегодный прирост объемов реализации продукции составляет в среднем 8-10%.
С торговыми представителями заключаются гражданско – правовые договора на оказание услуг, с вознаграждением 0,3% от объема продаж. Таким образом, объем продаж увеличится на 41251*10% = 4125,1 тыс.руб. Себестоимость продаж снизится на 1680 тыс.руб. + 420 тыс.руб. = 2100 тыс.руб. Объем вознаграждения торговых представителей при планируемом объеме продаж составит 16886,1 тыс.руб. * 0,3% = 506,583 тыс.руб. на эту сумму увеличится себестоимость продукции. Прибыль от продаж возрастет на 4125,1+1680+420-506,583 = 5718,517 тыс.руб.