Анализ занятости и безработицы в России



Анализ динамики показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы в РФ

Показатели статистики труда, занятости и заработной платы как подраздела экономической статистики рассчитываются на базе первичной информации о деятельности хозяйствующих субъектов страны (предприятий, организаций, учреждений, физических лиц), которая формируется по источникам: как статистическими службами (http://www.gks.ru), так и другими ведомствами.

Показатель безработицы является основным индикатором определения системного состояния экономики и анализа ее результативности. Таким образом, проблема безработицы в России чрезвычайно актуальна, и поэтому она нуждается во всестороннем исследовании.

С развитием рыночных отношений в экономике России произошла структурная перестройка, что оказало существенное влияние на сферу труда и занятости. Возникла совершенно новая картина социальных и трудовых отношений, национальный рынок труда претерпел глубокие изменения.

Сфера труда имеет большое значение для экономического роста государства: от ее благоприятного развития зависит повышение эффективности всех видов деятельности и растет конкурентоспособность страны.

Открытость экономики в настоящее время серьезным образом воздействует на рынок труда: активизируются внешнеэкономические связи, возрастает влияние мировой миграции труда. Многие исследователи сделали предметом изучения пересмотр и переосмысление социальных и экономических отношений, которые претерпели изменения в последнее время. На первый план выходит необходимость совершенствования существующих форм и методологии государственного регулирования сферы труда.

Российский рынок труда отличается некоторыми особенностями. Основные характерные черты рынка труда в России заключаются в следующем: колебания экономической конъюнктуры рынок труда встречает изменением цены труда. При этом  не происходит значительных колебаний в занятости и безработице, что позволяет обеспечить их стабильные уровни.

Основные тенденции развития российского рынка труда показаны на рисунке 1.

Как свидетельствуют данные, самый высокий уровень участия в рабочей силе отмечался в 2018 году, что было вызвано уменьшением численности населения, достигшего 15-72 лет, на 500 тыс. чел.

В 2018 году отмечался рост численности безработных на 374,5 тыс.чел. относительно 2017 года (рисунок 2).

Причиной роста количества безработных стал всемирный кризис. В 2017 году рынок труда не так сильно отреагировал на кризисные явления в экономике.

В 2016 году было зафиксировано рекордно низкое число безработных — 3,9 млн. чел. Наибольшее число людей, оставшихся без работы, пришлось на 2012 год – 5,5 млн. чел.

Естественная норма безработицы в последние годы снижалась. Удельный вес лиц, имеющих высокий риск безработицы, показывал устойчивое снижение (если в 2012 году таких лиц 20-24 лет было 18,3 %, то в 2019 году их стало 19,1 %). К этой категории относятся лица молодого возраста и те, кто имеет недостаточный уровень образования.

Удельный вес лиц, обладающих низким риском безработицы (лиц, имеющих дипломы ВУЗов), постоянно растет (это лица 25-29 лет). В 2012 году таких граждан было 13,6 %, в 2019  — уже 16,5 %.

В России, как и в любом другой стране мира, имеет место естественная безработица, к которой принято относить структурную и фрикционную безработицу. При этом фрикционная безработица связана с тем, что трудоспособные лица меняют свое место работы в целях улучшения трудовых условий.


Анализ причин безработицы в РФ

Основными причинами фрикционной безработицы в России является ликвидация предприятий, сокращение штатов и увольнение граждан по собственному желанию. В 2018 году по первой из перечисленных причин оказались в поиске работы 18,5 % фрикционных безработных, вторая причина обусловила наличие 24,86 % фрикционных безработных (таблица 1).

Таблица 1 —  Причины незанятости безработных

Причины незанятости Количество человек, тыс. чел. Удельный вес, %
Всего безработные 4243
Оставили прежние места работы 785 18,5
из-за:
— высвобождения, сокращения штатов, а также ликвидации организации, собственного бизнеса;
— увольнения по собственному желанию; 1055,0 24,86
— окончания срока действия договора; 169,0 3,98
— выхода на пенсию; 174 4,10
— изменения места проживания; 88 2,07
— состояния здоровья; 159,0 3,75
— личных обстоятельств; 392 9,24
— увольнения из армии; 12 0,28
— других причин 317 7,47

Анализ безработицы по видам

Наибольшее количество фрикционных безработных (1255 тыс. чел.) искали работу более 12 мес. В 2019 году среднее время поиска работы составило 7,6 мес.

Имеется тенденция к увеличению числа безработных, становящихся таковыми по собственному желанию. Если таких людей в 2012 году было 1247 тыс. чел., то в 2019 году – 1055 тыс. чел. В возрастной структуре безработных по сокращению штатов преобладают лица, достигшие возраста 30-49 лет. Таких лиц в 2019 году было 393 тыс. чел. Среди этой возрастной категории больше всего граждан, которые уволились по собственному желанию (548 тыс. чел.). Всего безработных всех возрастов и по разным причинам нетрудоустроенных в 2019 году было 4243 тыс. чел.

Структурная безработица более продолжительна по времени и связана с изменениями в структуре экономики страны, повлекшими исчезновение и появление современных видов производств. В 2019 году наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди неквалифицированных рабочих (8,3 %). Уровень безработицы среди работников сферы торговли, обслуживания и охраны составлял 5,6 %. Среди квалифицированных рабочих уровень безработицы также высок и составлял 5,4 % (рис. 3).

Естественная безработица имеет место даже в том случае,  если имеется равновесие на рынках. Причиной возникновения фрикционной безработицы являются временные затраты на поиск рабочих мест. Структура занятого населения в возрасте 15-72 лет, работающего за пределами своего субъекта Российской Федерации, по видам экономической деятельности в 2019 году представлена на рисунке 4.

Структура занятого населения в возрасте

Структурную безработицу вызывает ситуация, при которой интересы работодателей и работников не совпадают. Проведенные опросы среди работодателей свидетельствуют о том, что уровень подготовки и полученных компетенций выпускников не соответствуют предъявляемым требованиям. Нередко происходят ситуации, при которых выпускники, которые не удовлетворены предлагаемым им местом работы и оплатой труда, отказываются от работы по полученной специальности. Все эти обстоятельства приводят к недостаточной   эффективности   использования   труда   молодежи.   Отсюда   возникает   проблема «перепроизводства» специалистов с высшим образованием с неудовлетворительным качеством подготовки .

На рисунке 5 представлены 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим уровнем безработицы в 2019 году.

Таким образом, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в Республике Ингушетия.


Проблемы безработицы в России

Сложная ситуация с трудоустройством молодежи возникает вследствие неправильных маркетинговых стратегий ВУЗов, направленных на запросы абитуриентов, желающих удовлетворить свои амбиции совершенно не считаясь с ситуацией на рынке труда и не принимая во внимание прогнозы ее изменения.

Ориентация на социальные стереотипы и на престиж высшего образования приводит к перекосам на рынке труда, вызванным избытком одних специалистов и недостатком других.

Доля индивидов, имеющих высшее образование в общей численности экономически активного населения, достигает в России 23 %. Только в Нидерландах, США и Норвегии данный показатель имеет значение выше, чем в нашей стране. В некоторых развитых странах, например, в Испании, Японии, Канаде и Великобритании высшее образование имеет значительный меньший процент населения.

Сложности с адаптацией после окончания ВУЗов вынуждают выпускников устраиваться на работу не по полученным специальностям, переквалифицироваться или выезжать из страны.

Нередко молодые специалисты с дипломами ВУЗов разочаровываются в низкой оплате труда и идут работать не по полученной специальности. Высшее образование в России универсальное, а не специальное. Ценность его состоит не в сумме знаний, слабо востребованных сейчас, а суммой компетенций, хорошо реализуемых в новой экономической структуре.

В России в основном преобладает скрытая безработица, которая в наибольшей степени имеет место на северо-востоке и Дальнем Востоке страны. Ситуация усугубляется тем, что жители данных регионов ищут работу самостоятельно и не доверяют службе занятости. Много людей из этих регионов задействованы в криминальной сфере.

Одной из основных проблем безработицы как социально-экономического явления является то, что в Российской Федерации в значительной степени несовершенна законодательная база. Это выражается в том, что на данный момент не разработано ни одного отдельного нормативно-правового акта, который бы регулировал безработицу. Одним из основных нормативных документов, на который опираются при изучении данного явления, выступает Федеральный закон «О занятости населения РФ», где дается понятие безработицы и сообщается, кто может быть безработным.

Еще одной не менее важной проблемой безработицы является тот факт, что Россия находится в десятке государств, имеющих самый большой уровень риска, который имеет отношение к старению населения страны. По данным агентства Bloomberg, на одного пенсионера в России приходится 2,4 работающих. Если исходить из усредненных 65 лет, то на одного пенсионера приходится 5,1 работника.

В свете выявленных проблем можно предложить следующие направления реформирования сферы занятости:

— совершенствование законодательной основы сферы занятости;

—     внедрение государственной программы стимулирования предприятий в приеме на работу выпускников ВУЗов страны;

—   совершенствование механизма учета количества безработных;

—   создание современного механизма мониторинга рынка труда.

—   совершенствование российского законодательства о занятости.

—   осуществление политики занятости должно предусматривать программы формирования рабочих мест, имеющих антикризисное направление

—   повышение производительности труда.

—     важнейшим направлением политики на рынке труда должно стать дальнейшее развитие структуры малого бизнеса.

Необходимо уходить от возрастных ограничений в приеме на работу. Это касается как молодых, так и зрелых специалистов.

В    целях борьбы    с     безработицей    необходимо    финансово,    инфраструктурно,    кадрово    и информационно укреплять региональные службы занятости. Необходимо переходить на страховые принципы борьбы с безработицей. Только в этом случае общество будет видеть, что государство имеет заинтересованность в рациональном функционировании рынка труда.


Перспективы занятости и безработицы в России

Снижению безработицы (в том числе естественного уровня) будет способствовать постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы (в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет – технологий в данной области).

Несмотря на снижение уровня безработицы, в условиях общего сжатия рынка труда (под воздействием уже отмеченного негативного демографического фактора), численность занятых снизится с 72,1 млн. человек в 2018 г. до 71,7 млн. человек в 2020 году.

В части оплаты труда работников бюджетного сектора после выполнения в 2018 г. обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2014 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2014 — 2019 гг.» и от 28 декабря 2014 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2019 — 2020 гг. для данных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранить достигнутые соотношения (заработной платы к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах).

Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение, начиная с 2018 г., ежегодной индексации на целевой уровень инфляции (4%).

С учетом замедления инфляции и текущей динамики ожидается, что реальная заработная плата в целом по экономике в 2019 г. продемонстрировала рост на 3,2%. В 2018 г. рост показателя будет пиковым в среднесрочной перспективе за счет целевых категорий бюджетного сектора, динамика ускорится до 4,1%. В целом за 2019 — 2020 гг. в условиях базового варианта реальная заработная плата в целом по экономике увеличится на 10,5%.

Прогноз величины прожиточного минимума на 2019 — 2020 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2014 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Реальные располагаемые доходы населения уже в текущем году могут продемонстрировать рост на 1,3%. Вслед за ускорением заработной платы, ожидаемым в 2018 г., реальные располагаемые доходы также продемонстрируют рост на 2,3% с дальнейшей стабилизацией динамики на уровне 1,1-1,2% в 2019 — 2020 гг. В целом за 2019 — 2020 гг. рост реальных располагаемых доходов населения может составить 6%.

В среднесрочной перспективе определяющими развитие рынка труда факторами будут являться нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности рабочей силы. В этих условий высокую важность приобретает политика, направленная на вовлечение в трудовую деятельность отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве (в первую очередь молодого поколения и женщин, имеющих малолетних детей, а также старшего поколения).

Так, в соответствии с планом мероприятий на 2018 — 2020 гг. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. в прогнозном периоде будут реализованы меры, направленные на стимулирование занятости пожилых граждан, такие как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, развитие института наставничества.

Кроме того, планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2019 — 2020 гг. предусматривается совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости и создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

Также в прогнозный период предполагается реализация Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2019 – 2022 годы, в число мероприятий которой входит в том числе вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность.

Реализация указанных мер в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте на 3,1 млн. человек (с 83,7 млн. человек в 2018 г. до 80,6 млн. человек в 2020 г.) позволит частично нивелировать потери в совокупной численности рабочей силы: снижение составит около 1 млн. человек (с 76,3 млн. человек в 2018 г. до 75,3 млн. человек в 2020 г.).

В условиях ожидаемого экономического роста темпами, превышающими 2% в год в среднесрочном периоде, прогнозируется снижение безработицы с ожидаемых 5,2% в 2019 г. до 4,7% в 2020 г.


Выводы по анализу занятости и безработицы в РФ

Безработицей принято считать наличие той части экономически активного населения (то есть не пенсионеры, школьники, дети и т.д.), которая желает работать, но не может трудоустроиться.

Согласно Международной организации труда, безработным считается тот, кто одновременно не имеет работу, ищет работу и готов к ней приступить.

Отношение количества безработных к общему количеству экономически активного населения (в процентах) называется уровнем безработицы – один из основных показателей экономического развития страны. Например, тот факт, что в Зимбабве уровень безработицы составляет около 95%, а в Либерии – 85%, дает уже определенное понимание, что с экономикой этих стран все очень печально. В России уровень безработицы составляет около 5,2%.

Для того чтобы сдерживать уровень безработицы на низком уровне, государству необходимо осуществлять грамотную политику, способствующую повышению занятости населения.

В Российской Федерации для снижения уровня безработицы предлагаются следующие мероприятия:

— ограничение поступления миграционной неквалифицированной рабочей силы на государственный рынок труда, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению уровня заработной платы и привлечению трудовых ресурсов страны в те области производства, в которых чаще всего заняты мигранты;

— развитие кадровых отделов на предприятиях. Деятельность кадрового отдела должны быть направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, что даст возможность исключить сокращения персонала;

— стимулирование правительством предоставления работодателями рабочих мест для определенных групп населения (инвалидов, молодежи);

— активное формирование и развитие служб занятости и бирж труда.

Подводя итог, следует отметить, что безработица является одним из важных явлений, характеризующих уровень экономического развития страны. Относительно России, можно сказать, что динамика численности безработных в стране имеет отрицательный характер, что говорит о положительной тенденции данного показателя. Также стоит отметить, что государственная власть принимает активное участие в разработке программ и мероприятий, способствующих снижению показателя уровня безработицы

Оставьте комментарий