Анализ экономического состояния показателей ФИТАВТОСЕРВИС


Краткая экономическая характеристика компании

Проект FIT SERVICE основан в 2008 году компанией ROSSKO, крупнейшим дистрибьютором автозапчастей в России. Именно тогда было принято решение создать сеть автосервисов для обеспечения гарантированного канала сбыта автозапчастей.

В 2008 году открылся первый автосервис под брендом FIT SERVICE. Задача развивать сеть по франчайзингу стояла с самого начала, однако в первые 5 лет открывались только собственные станции. В этот период компания изучала особенности рынка автосервисных услуг в разных регионах и накапливала опыт по привлечению и обслуживанию клиентов. Этот опыт отразился в четких продуманных бизнес-процессах, стандартах и регламентах, которые легли в основу франшизы FIT SERVICE

Первый автосервис по франчайзингу был открыт в 2013 году в г. Новосибирске.

ООО «Фит Автосервис» сегодня это комплексная помощь автомобилистам в любых вопросах, начиная от кузовного ремонта и моек, до технической помощи в сложных ситуациях на дорогах. На станциях FIT Service обслуживаются автомобили любой марки, любого года выпуска и технического состояния.

Комплекс услуг, предоставляемых ООО «Фит Автосервис»:

— автосервис;

— автомойка;

— кузовной ремонт;

— аварийные комиссары;

— эвакуаторы и техпомощь;

— продажа автомобильных запасных частей.

Месторасположение станций технического обслуживания FIT Service в г. Кемерово

Станции технического обслуживания FIT Service, как можно заметить из рисунка 3, расположены достаточно удачно с точки зрения расположения транспортных развязок и спальных районов города.


Целевая аудитория компании ФИТАВТОСЕРВИС

Миссия компании FIT SERVICE – преобразование автосервисного рынка России до уровня лучших мировых стандартов, являясь на этом рынке лидером и новатором технологий.

Рыночный сегмент FIT SERVICE представлен на рисунке 2.

Рыночный сегмент компании ООО «Фит Автосервис»

Целевая аудитория ООО «Фит Автосервис» это автомобили в возрасте от 4 до 12 лет, требующие сервисного обслуживания и ремонта.

Рынок автосервисных услуг — не трендовый рынок. Он обладает стабильным спросом не подверженный трендовым колебаниям. Потенциальные клиенты всегда будут пользоваться автомобилями, а, следовательно, и обслуживать их. Это один из немногих прибыльных — растущих рынков с низкой конкуренцией, он не поделен, на этом рынке нет крупных игроков.

Современные государственные программы, доступные автокредиты — все это не только стимулирует количественное изменение, но и структурное. Новые автомобили более требовательны к качеству обслуживания и техническому оснащению сервиса. Одиночные сервисы и «гаражные мастера» не в состоянии проводить точную диагностику и полноценный ремонт. Это требует большого количества диагностического и специального инструмента под разные модели автомобилей.


Организационная структура станции технического обслуживания

Организационная структура ООО «Фит Автосервис» представлена на рисунке 3.

Организационная структура компании

[flat_ab id=»5″]

Тип организационной структуры – линейная. Основными преимуществами являются: строгое руководство органами управления; быстрота и точность управленческих решений. Недостатки организационной структуры: сосредоточение в управляющей верхушке всей власти; большая загруженность на средних уровнях управления. Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом ООО «Фит Автосервис». Генеральному директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия. В пределах своей компетенции генеральный директор ООО «Фит Автосервис», являясь руководителем верхнего уровня, организует всю работу и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Без доверенности действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами ООО «Фит Автосервис», заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке счета ООО «Фит Автосервис». В пределах своей компетенции издает приказы по предприятию.

На рисунке 4 представлена схема организации приемки, обслуживания и выдачи автомобиля клиенту.


Организация работы с клиентами на станции технического обслуживания

Схема организации приемки, обслуживания и выдачи автомобиля клиенту

[flat_ab id=»5″]

Процесс приемки, обслуживания и выдачи автомобилей клиентам имеет свои недостатки. Основная проблема заключается в том, что у клиента отсутствует возможность в прямом общении с исполнителем работ (мастером, механиком, автоэлектриком, диагностом и т.д.). На наш взгляд, данный факт является недостатком, во — первых: отсутствие прямой связи клиента с мастером влияет на качество предоставляемой информации по производимому ремонту и обслуживанию. В компании очень часто наблюдаются случаи, неудовлетворения клиентов относительно качества работы мастеров. Например, при замене ремня навесного оборудования, клиент выразил претензии что «свист» в области генератора не исчез. Хотя клиент не мог передать мастеру информацию о наличии такого «свиста», при формировании акта на выполнение работ в нем было просто указано: «Замена ремня навесного оборудования». В итоге было определено, что «свист» был вызван наличием отклонений в работе натяжного ролика. Таким образом, если бы у клиента была возможность прямого общения с мастером, а так же возможность нахождения в ремонтной зоне, проблема была бы устранена сразу.

Во – вторых, дополнительные работы, доработки, недочеты, требует дополнительного времени, что в итоге влияет на общий уровень производительности труда, т.к. они попадают под гарантийный случай и дополнительно не оплачиваются.

В компании, как уже было отмечено выше, отказывают клиентам в доступе в ремонтную зону. Представители автосервиса при отказе ссылаются на «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)» (утв. Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43), в котором в п. п. 3.2.22. указано следующее: «Нахождение заказчика в основных производственных помещениях без разрешения руководства предприятия запрещается. Перечень участков, где разрешается присутствие заказчиков, устанавливается администрацией автообслуживающего предприятия».

С одной стороны, допуск клиентов действительно не желателен в рабочую зону, не только исходя из требований безопасности, но и по причине отвлечения мастера от работы. С другой же стороны, взаимодействие с клиентом напрямую, может не только, повысить качество обслуживания, но и помочь добиться понимания сторонами  направлений осуществления ремонтных действий, а так же сформировать более доверительные отношения к мастерам СТО в целом. Клиенты, в основном мужчины, всегда щепетильно относятся к своим автомобилям и им интересно, как и где проходит ремонт. В итоге, недопущение в рабочую зону, является в большей степени отрицательным для деятельности ООО «Фит Автосервис», чем положительным.


Технико-экономические показатели деятельности СТО

Оценить масштабы и эффективность деятельности компании можно проанализировав ее основные экономические показатели за определенный период времени. Основные технико — экономические показатели деятельности ООО «Фит Автосервис» за 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.

Последовательность анализа показателей

[flat_ab id=»5″]

Таблица 2 – Основные технико – экономические показатели деятельности ООО «Фит Автосервис» за 2016-2018 гг.

Показатели 2016г. 2017г. 2018г.
Количество обслуженных автомобилей, ед. 4798 7505 7224
Площадь СТО, м2 670 960 960
Выручка всего, тыс.руб., в т.ч. 61602 101209 109758
— оказание услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств 46058 81057 85960
— продажа автозапчастей 15544 20152 23798
Себестоимость продаж, тыс.руб. 36587 62333 68527
Коммерческие расходы, тыс.руб. 21466 35919 39547
Прибыль от продаж, тыс.руб. 3549 2957 1684
Дебиторская задолженность, тыс.руб. 923 878 1698
Кредиторская задолженность тыс.руб. 4012 2464 7913
Чистая прибыль, тыс.руб. 2528 945 762
Среднесписочная численность работников, чел. 72 76 78
Производительность труда, тыс.руб. / чел. 855,6 1331,7 1407,2
Основные средства, тыс.руб. 1282 1257 2902,5
Фондоотдача, руб./руб. 48,05 80,52 37,81
Рентабельность основных средств, % 276,8 235,2 58
Оборотные средства, тыс.руб. 3266 15033 29475,5
Оборачиваемость оборотных средств, оборотов 18,86 6,73 3,72
Фонд заработной платы, тыс.руб./год 23650 25478 27638
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс.руб. 27,37 27,94 29,53
Рентабельность продаж, % 5,76 2,92 1,53
Рентабельность затрат, % 9,7 4,74 2,46

[flat_ab id=»5″]

Анализ экономических показателей деятельности СТО

Общее количество обслуженных автомобилей в автосервисе компании в 2018 году составило 7224 единицы, что меньше 2017 года на 3,75% или на 281 единицу.

Динамика количества обслуженных автомобилей в ООО «Фит Автосервис», ед.

При этом еще в 2017 году за счет открытия новых филиалов в г. Кемерово, динамика была положительной. Причиной снижения количества обслуженных автомобилей в ООО «Фит Автосервис» в 2018 году является общее снижение спроса в связи со снижением реальных доходов населения.

Снижение количество машинозаездов, являющимся основным показателем объемов оказания услуг станции технического обслуживания, не повлияло на положительную динамику выручки от продаж.

Динамика и состав выручки от продаж в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.

Открытие новых филиалов СТО позволило с 2016 года нарастить высокий объем выручки, как по оказанию автосервисных услуг, так и по реализации автомобильных запасных частей. ООО «Фит Автосервис» имеет довольно весомое преимущество по сравнению с другими станциями технического обслуживания и автосервисами, которое выражается в наличии возможности самостоятельного подбора автомобильных запасных частей для клиента. Таким образом, клиент просто сдает автомобиль на обслуживание и не беспокоится о поиске необходимых его автомобилю узлов и агрегатов.

Рост себестоимости продаж в совокупности с довольно высоким уровнем коммерческих расходов компании оказали существенное влияние на величину прибыли от продаж. Так, в 2017 году прибыль от продаж по сравнению с 2016 годом в компании сократилась на 592 тыс.руб., а в 2018 году относительно 2017 года еще на 1273 тыс.руб.

Динамика прибыли от продаж и чистой прибыли в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.

Причиной снижения общей величины чистой прибыли компании стал рост затрат, как на оказание услуг технического обслуживания, так и существенный рост на закупаемые для перепродажи автомобильные запчасти.

Графически соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Фит Автосервис» представлено на рисунке.

Динамика дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб.

Существенный рост кредиторской задолженности в компании в 2018 году был вызван ростом задолженности перед поставщиками автозапчастей и специальных жидкостей (масла, антифриз и т.п.).  При этом, в компании наблюдается рост задолженности перед подрядчиками за оказанные услуги по ремонту и обеспечению деятельности помещений СТО.

При том, что в 2017 году компанией были открыты новые филиалы, существенно среднесписочная численность работников не изменилась, это было вызвано изменением системы управления персоналом в компании, и перераспределением обязанностей по управлению новыми филиалами СТО на действующий административно – управленческий персонал. Это позволило повысить уровень производительности труда.


Динамика производительности труда в ООО «Фит Автосервис», тыс.руб./чел.

Рост производительности труда был обеспечен, прежде всего, увеличением общего объема выручки от оказываемых услуг и реализации автомобильных запасных частей, а также совершенствование системы управления персоналом. Необходимо отметить, что в компании системе обучения персонала уделяют довольно много внимания. Так, компания имеет свой тренинговый  Центр FIT LAB (г. Новосибирск).

Эффективность использования основных средств в компании имеет не стабильную динамику, так, если в 2017 году относительно 2016 году показатель фондоотдачи возрос на 67,56%, то в 2018 году можно пронаблюдать его отрицательную динамику, что в целом вызвано высоким уровнем роста среднегодовой величины основных средств. Высокие темпы роста среднегодовой величины оборотных активов, вызванные увеличением финансовых вложений на предприятии, привели к снижению оборачиваемости оборотных средств на 64,3% в 2017 году относительно 2016 года и на 44,7% в 2018 году по отношению к 2017 году.

Существенной проблемой компании, вызванной ростом себестоимости продаж и коммерческих расходов, является отрицательная динамика рентабельности продаж и рентабельности затрат.

Динамика рентабельности продаж и рентабельности затрат в ООО «Фит Автосервис», %

Снижение общей величины прибыли от продаж, стало основным фактором снижения показателей рентабельности, что в дальнейшем при аналогичных темпах, может привести к недостатку формирования собственных финансовых ресурсов.


Обобщенный вывод по результатам проведенного анализа технико-экономических показателей СТО

Таким образом, на основании проведенного анализа основных экономических показателей деятельности ООО «Фит Автосервис», можно с уверенностью отметить, что компания является довольно перспективной и показывает неплохие результаты деятельности, однако, высокий уровень затрат и относительно низкая величина прибыли могут стать фактором снижения ее конкурентоспособности.

Оставьте комментарий

Adblock
detector