Современные проблемы ЖКХ в России


Проблемы ЖКХ


Проблемы в условиях реформирования ЖКХ

Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации породило много проблем, которые в силу своей специфики и тотальности носят экономический и правовой характер. В первую очередь это связано с тем, что число граждан, вовлеченных в сферу ЖКХ, с каждым годом увеличивается, соответственно, проявляется масса проблем в данной сфере. Изменение тарифов на коммунальные услуги, введение социальных норм потребления электроэнергии и другие  проблемы существенно отражается на уровне жизни населения. В настоящее время основным направлениями реформирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства выступает жилищное строительство, а так же жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание. 26 января 2016 года Распоряжением Правительства РФ № 80-р утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегия).

Изучение Стратегии приводит к следующим выводам:

— в России отсутствует надлежащим образом сформированный институт активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих определенными правами, эффективными механизмами реализации этих прав, а также необходимым уровнем ответственности;

— приоритеты Стратегии — декларативные, неконкретные, не определенные надлежащим образом, не имеющие количественных и качественных критериев (например, «повышение комфортности условий проживания», «переход на принцип использования наиболее эффективных технологий»);

— некоторые цели Стратегии говорят не о развитии, а фактически о ликвидации нарушений действующего законодательства РФ (например, одна из основных целей — «повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг», этот термин определяется Стратегией как бесперебойное предоставление коммунальных услуг в соответствии с СанПиН);

— одни цели Стратегии противоречат другим (например, заявляется об обеспечении профессионального управления многоквартирными домами путем лицензирования управляющих организаций и тут же предлагается создавать условия для развития самоуправления, в том числе путем создания ТСЖ);

— стратегия предполагает привлечение в ЖКХ частных инвестиций (в том числе – путем концессионных соглашений);

— целевые показатели развития, являющиеся Приложением к Стратегии, ничем не обоснованы, «высосаны из пальца», а некоторые — откровенно глупы (например, установлено, что к 2019 году уровень собираемости платы за коммунальные услуги должен составить 98%, а доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходе семьи будет меньше 11%, к 2020 году предлагается 79,3% потребителей, получающих питьевую воду путем централизованного водоснабжения, обеспечить именно качественной питьевой водой, а 57,4% сточных вод, направляемых на очистные сооружения, к тому же 2020 году предлагается надлежащим образом очищать).

Читайте также:

Рентабельное поддержание работоспособного состояния многофункциональной жилищно-коммунальной системы является одной из актуальных задач Российской Федерации.

Решение данной задачи осложняется следующими причинами:

— высокий износ основных фондов в отрасли;

— неэффективные технологические решения и схемы предоставления жилищно-коммунальных услуг;

— высокая бюджетная зависимость, недофинансирование;

— низкая инвестиционная привлекательности отрасли ЖКХ;

— отсутствие оборотных средств и средств на модернизацию фондов;

— недобросовестное исполнение своих обязанностей управляющими компаниями;

— несвоевременное проведение текущего и капитального ремонтов;

— длительная процедура переселения граждан из аварийного жилья;

— непрозрачность начисления платы за ЖКУ;

— социальная напряженность, связанная с недовольством населения качеством работы ЖКХ.

В настоящее время жилищно-коммунальная сфера городов функционирует в условиях: диспропорций в бюджетной обеспеченности регионов и больших разрывов в бюджетных доходах отдельных субъектов федерации, а значит, и в объемах финансирования инфраструктурных проектов и доходов домохозяйств; отсутствия сформированной финансовой системы длинных денег; дефицита квалифицированных кадров; высокого уровня криминальных проявлений, связанного экономически неустойчивой моделью функционирования отрасли.

Преступления в ЖКХ – это не какая-то абстракция, касающаяся качества предоставляемых услуг, а вполне конкретные действия. Среди типичных криминальных проявлений в сфере ЖКХ выделяют хищения бюджетных средств, выделяемых на нужды ЖКХ, присвоение средств, которые граждане платят за жилищно-коммунальные услуги, экономические преступления самого широкого спектра – от фиктивных банкротств до незаконного манипулирования их активами и фондами. В результате коррупционных схем и преступного сговора участников системы, деньги выводятся сначала из отрасли, а потом, зачастую, и из страны. В реконструкцию и техническое содержание коммунального хозяйства вкладывается значительно меньше, чем нужно, инфраструктура не модернизируется, ветшает и создает реальные угрозы для людей. То есть, те объемы средств, которые могли бы работать на благо граждан, разворовываются, и это приобретает масштаб стратегической проблемы – ставит под угрозу безопасное функционирование коммунальной инфраструктуры.

Ряд вопросов в ЖКХ в настоящее время попросту не урегулированы, а регулирование части нюансов жилищной сферы начато, но так и брошено «на полпути». Приведем несколько примеров:

[flat_ab id=»5″]


Проблема качества коммунальных ресурсов

Качество коммунальных ресурсов. В настоящее время нет утвержденных требований к качеству коммунальных ресурсов. Это серьезный пробел в законодательстве, последствиями которого являются:

— затруднения при попытках обязать РСО производить перерасчет стоимости коммунального ресурса, приобретенного УО/ТСЖ с целью предоставления коммунальной услуги, в случае несоответствия качества коммунальной услуги установленным требованиям, поскольку РСО не предоставляет коммунальную услугу, а поставляет коммунальный ресурс, требования к качеству которого не установлены;

— невозможность предъявления претензий к качеству коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД.


Проблема высоких расходов на администрирование в ЖКХ

Расходы на администрирование платежей потребителей в РСО по «прямым договорам». Очевидно, что переход на «прямые договоры» влечет за собой дополнительные расходы РСО на расчеты стоимости коммунальных услуг, перерасчеты, ведение лицевых счетов, изготовление и доставку квитанций потребителям, ведение претензионной работы, предъявление исков, участие в судебных заседаниях, взаимодействие с ФССП и т.д. и т.п.

Немаловажно отметить, что тарифы на коммунальные ресурсы утверждаются для РСО, то есть устанавливается единый тариф на территории деятельности соответствующей РСО. При этом в отношении каждого МКД принимаются индивидуальные решения по переходу на «прямые договоры», что затрудняет учет дополнительных расходов в тарифах: собственники помещений части домов могут получать коммунальные услуги от РСО по «прямым договорам», а часть — по договорам с УО/ТСЖ.

Однако, тариф для потребителей на территории деятельности одной РСО должен быть одинаков и для потребителей, получающих коммунальные услуги от РСО, и для потребителей, получающих коммунальные услуги от УО/ТСЖ.

При этом важно отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает возможность перехода на «прямой договор» вопреки воле РСО (по решению собственников). И если при переходе на «прямой договор» по инициативе самой РСО орган тарифного регулирования мог отказать в учете расходов РСО на администрирование платежей в составе тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, мотивируя свой отказ добровольным переходом РСО на «прямой договор», то в случае заключения «прямого договора» по инициативе собственников отказ от учета дополнительных расходов в составе тарифа представляется немотивированным.


Проблема расчетов потребления коммунальных ресурсов

Расчет объема фактически потребленных коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества. С 01.01.2017 в состав платы за содержание жилья включена плата «за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», с 10 августа 2017 года называемые также «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».

При этом до настоящего времени прямо не установлен порядок расчета объема этих коммунальных ресурсов, в том числе нет прямого указания, что, например, объем таких коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается в порядке, утвержденном для расчета объема коммунальных услуг на общедомовые нужды

В настоящее время есть необходимости системного научного осмысления и анализа накопленных практических результатов функционирования жилищно-коммунального комплекса в РФ в целом и в регионах в частности за прошедшие периоды преобразований ЖКХ, начиная от экономических реформ начала 90-х прошлого века, реформ ЖКХ и заданных условий существования отрасли в условиях кризиса конца 90-х, предложенной модели реформирования и модернизации ЖКХ  нулевых и принятия нового Жилищного Кодекса, функционирования отрасли в «тучные» годы, а так же острая потребность выявления ключевых рисков развития подотраслей ЖКХ в новых условиях российской экономики. Так же в полной мере, все вышесказанное подтверждает необходимость постановки вопроса о том, каковы должны быть государственные, региональные и муниципальные финансово-бюджетные и налоговые условия, а также правовое регулирование в рамках проводимой государством бюджетной, налоговой, денежнокредитной и тарифной политики, для устойчивого функционирования подотраслей ЖКХ и формирования инвестиционно-кредитных механизмов и систем для отрасли.

[flat_ab id=»5″]

Основные проблемы ЖКХ

Основными проблемами жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день являются: разрывы финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, отражающиеся в неплатежах между различными экономическими агентами, участвующими в ресурсо- и энергоснабжении жилищно-коммунальной сферы и оказании коммунальных услуг; наличие сформированной экономико-правовой модели жилищно-коммунального хозяйства, по сути являющейся отраслевой экономикой со снижающейся деловой активностью, что подтверждается тем, что объем чистых внутренних инвестиций меньше нуля, то есть валовой объем чистых внутренних инвестиций в отрасли меньше общей суммы амортизационных отчислений, при этом сама модель с экономической точки зрения является неустойчивой; попытки генерации и законодательного закрепления дискриминационных, нелинейных систем ценообразования, с системами штрафов и пеней, нормативами потребления, связанных с монопольным и локально монопольным положением тех или иных экономических агентов, осуществляющих ресурсоснабжение, приводящие к ухудшению общих финансово-экономических показателей для национальной экономики в целом; дилемма перевода простого воспроизводства в отрасли в расширенное; а так же воспроизводство отраслью старых советских, вернее, позднесоветских экономических моделей жилищно-коммунального хозяйства, так как определенный тип институтов создает зависимость от предшествующего развития.

Современные методологические подходы к управлению проектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) развивают лишь отдельные направления отрасли, уделяя недостаточное внимание разработке и реализации концепции перехода ЖКХ на инновационную модель развития и использования системы управления проектами для повышения качества коммунального обслуживания населения в исследуемой сфере.

Энергоэффективность – это вектор, который должен объединить всех участников рынка энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная база энергоэффективности, по мнению экспертов, уже вполне действующая, хотя и требует доработки. При этом не меньше, чем законодательные и финансовые рычаги этой сфере нужен общественный заказ, иными словами, поддержка общества.

Задача повышения энергоэффективности была и остается в числе наиболее актуальных задач российской экономики и одним из приоритетов государственной политики. Более того, сегодня энергосбережение выступает в качестве одного из основных антикризисных инструментов (мер), а энергоэффективность прописана в качестве обязательной характеристики большинства инновационных технологий и материалов.

С 2013 года в законодательстве РФ предусмотрен механизм по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и обновлению коммунального имущества, замысел которого состоял в развитии конкуренции в отрасли и исхода из нее государства (муниципалитетов). Он заключается в том, что если передаваемые хозяйствующему субъекту по торгам государственные или муниципальные объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении соответствующих торгов, то в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение. Однако на сегодняшний день во многих регионах РФ ситуация выглядит таким образом, что в отношении муниципальных объектов теплоснабжения (котельных, тепловых сетей и т.д.), водоснабжения и водоотведения (скважины, водопроводы, канализация и т.д.), введенных в эксплуатацию более 20-30 лет назад и находящихся зачастую в неудовлетворительном техническом состоянии, органы местного самоуправления институт концессии почти не применяют. Причины вышеуказанных проблем кроются в том, что частные инвесторы не приходят на рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства в территории, коими являются многие отдаленные районы и поселения, поскольку условия для привлечения инвестиций отсутствуют. Вместе с тем, у местных администраций, зачастую, просто отсутствуют ресурсы на проведение оценки имущества и постановку его на учет для последующего выставления на «концессионные торги». Потому продолжает оставаться распространенной практика, когда в отношении находящихся в муниципальной собственности объектов ЖКХ между органами местного самоуправления и учрежденными ими муниципальными унитарными предприятиями (либо муниципальными казенными учреждениями) подписываются акты о передаче имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, с которыми последние впоследствии обращаются в органы тарифного регулирования за установлением тарифа.

[flat_ab id=»5″]

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие, основные выводы:

— в российской экономике сфера ЖКХ всегда была одной из наиболее значимых отраслей. Однако, ее современное состояние требует безотлагательного проведения рыночных реформ, проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры и повышения качества ЖКУ. Приоритетные направления, пути и методические подходы реализации этого процесса определены в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»;

— сфера ЖКУ функционирует в условиях системного кризиса, причиной которого является низкая управляемость происходящими в нем процессами, не реализуемостью направлений по реформированию, низким уровнем конкуренции на рынке ЖКУ, концентрацией крупных УК на локальных муниципальных рынках. Одним из путей решения проблемы служит развитие сотрудничества органов государственной и муниципальной власти и бизнеса в рамках различных форм частногосударственного партнерства. Для эффективной реализации данного направления реформ следует преодолеть барьеры, связанные с формированием экономических принципов разделения полномочий партнеров; разработкой реальных форм государственной поддержки частных коммунальных предприятий; развитием бизнес-структур в сфере ЖКУ, создаваемых на условиях ЧГП.

Оставьте комментарий

>