Российский и зарубежный опыт организации внутреннего аудита



Внутренний аудит в российских компаниях

В России внутренний аудит как профессия существует уже более 10 лет. В настоящее время число членов российского правительства Института внутренних аудиторов превышает более 2,5 тысяч, а число сертифицированных по международным стандартам (CERTIFIEDINTERNALAUDITORS, CIA) – 150. С появлением возможности сдачи экзамена на русском языке квалифицированных специалистов станет еще больше.

Но на пути развития внутреннего аудита в России существует проблема адаптации зарубежного опыты в российских реалиях. Хотя некоторые авторы предполагают, что это не так, но действительность, к сожалению, показывает обратное. Применение западного опыта внутреннего аудита в российской экономике сопровождается побочными эффектами. Многие особенности и методы западной школы разумны. Однако в российских реалиях трудно найти те факторы, которые лежат в основе западной школы. К ним можно отнести:

— высокий уровень развития корпоративного развития управления;

— высокую исполнительную дисциплину;

— склонность к системному решению проблем;

— развитая экономика;

— белее долгий опыт проведения внутреннего аудита.

Как показывает практика, на российских организациях применяются следующие формы организации системы внутреннего контроля: система внутреннего аудита; структурно-функциональная форма контроля; контрольно-ревизионная служба; ревизионная комиссия; аутсорсинг; косорсинг.

Так в российском производственном объединении, занимающимся пошивом верхней одежды АО «Весна», контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизор, а также независимый аудитор. Порядок деятельности ревизора общества определяется законодательством Российской Федерации, а также Положением, утверждаемым общим собранием акционеров общества. Ревизор избирается из числа акционеров общим собранием акционеров общества сроком на один год. Общее собрание акционеров общества вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий ревизора. Ревизор проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, дает заключение, в котором содержаться сведения о степени достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах, дается информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления в соответствующие органы финансовой отчетности; аналогично этому действует аудитор общества. Ревизии деятельности  общества производятся не реже одного раза в год, их результаты обсуждаются общим собранием акционеров общества. В случаях, предусмотренных законом, общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах.

В ОАО «Кузбассэнерго» отдельным структурным подразделением выделена служба внутреннего аудита (далее СВА). Основными задачами СВА являются:

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества, его филиалов, представительств, эффективностью деятельности структурных подразделений Общества, участием Общества в инвестиционных проектах, реализуемых организациями Группы компаний;

— аудит бизнес-процессов Общества, выявление внутренних резервов для повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности.

— координация деятельности ревизионных комиссий, участие в их работе;

— согласование проектов договоров, заключаемых Обществом.

— контроль за устранением нарушений и недостатков, выявленных СВА, ревизионной комиссией Общества, а также по результатам иных внешних проверок.

— взаимодействие с Комитетом по аудиту, Советом директоров Общества, ревизионной комиссией и внешними аудиторами Общества;

— взаимодействие с ПВА ДО, Комитетами по аудиту Советов директоров (при их отсутствии – с Советами директоров), ревизионными комиссиями и внешними аудиторами;

— обеспечение деятельности ревизионной комиссии Общества;

— мониторинг функционирования системы внутреннего контроля в Обществе и разработка предложений по ее совершенствованию.

— выполнение указаний руководства по направлениям деятельности компании, в том числе в части планирования, организации и проведения внутренних аудиторских проверок в Обществе, а также участие в проведении проверок других организаций холдинга.

— выявление, классификация и анализ рисков Общества. Контроль за эффективностью процессов управления рисками в Обществе и разработка предложений по повышению эффективности процессов управления рисками;

— поддержание системы экологического менеджмента Общества в рабочем состоянии в соответствии с требованиями международного стандарта ISO14001:2004 (одновременно с иными организационными единицами исполнительного аппарата (Управления) Общества).

Для выполнения указанных задач СВА осуществляет следующие функции:  Формирование и направление на согласование, Комитету по аудиту Совета директоров Общества проекта годового Плана работы СВА и направление на утверждение Генеральному директору Общества. При формировании проекта годового Плана работы СВА с включением в него аудиторских проверок направление на согласование Комитету по аудиту Совета директоров.

В российской компании ПАО «ТМК» служба внутреннего аудита создается по решению Совета директоров Публичного акционерного общества «Трубная Металлургическая Компания» и является самостоятельным структурным подразделением Компании.

С целью обеспечения независимости и объективности Служба внутреннего аудита административно подчиняется непосредственно Генеральному директору ПАО «ТМК» и функционально – Совету директоров через Комитет по аудиту Компании. Общее руководство Службой внутреннего аудита осуществляет Руководитель Службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Генерального директора ПАО «ТМК» по согласованию с Комитетом по аудиту на основании решения Совета директоров Компании, которым также определяется его вознаграждение.

Служба внутреннего аудита, осуществляя систематизированный и последовательный внутренний аудит бизнес-процессов и систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления в подразделениях Компании и в подконтрольных ей организациях (далее – предприятия Группы ТМК), призвана оценивать эти системы и способствовать повышению их эффективности.

Служба внутреннего аудита может формировать свои подразделения по региональному принципу, исходя из географии присутствия бизнеса Компании с единой системой планирования, отчетности и подчинением Руководителю Службы внутреннего аудита ПАО «ТМК». Региональное размещение подразделений Службы внутреннего аудита позволяет оперативно реагировать на любые изменения в бизнес-процессах и операционной деятельности предприятий Группы ТМК.

Положение о Службе внутреннего аудита утверждается решением Совета директоров Компании и вводится в действие приказом Генерального директора ПАО «ТМК». Структура и штатное расписание Службы утверждается Генеральным директором ПАО «ТМК» по представлению Руководителя Службы внутреннего аудита. Структура, штатные расписания и Положения о региональных (зарубежных) подразделениях внутреннего аудита в Группе ТМК разрабатываются Руководителем Службы внутреннего аудита Компании, согласовываются с Руководителями Дивизионов и утверждаются Генеральным директором ПАО «ТМК».

Функциональные обязанности сотрудников Службы внутреннего аудита Компании определяются должностными инструкциями, которые разрабатываются Руководителем Службы внутреннего аудита в соответствии с установленной в Компании процедурой и утверждаются Генеральным директором ПАО «ТМК».

Функциональные обязанности сотрудников региональных (зарубежных) подразделений внутреннего аудита Группы ТМК определяются должностными инструкциями, которые разрабатываются Руководителем Службы внутреннего аудита Компании, согласовываются с Руководителями Дивизионов и утверждаются Генеральным директором ПАО «ТМК». В своей деятельности Служба внутреннего аудита руководствуется принципами независимости, объективности, компетентности и профессионального отношения к работе, а также стандартами деятельности внутренних аудиторов, определяемыми Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита и Кодексом этики Института внутренних аудиторов.

Для поддержания объективности сотрудники Службы внутреннего аудита Компании, региональных (зарубежных) подразделений внутреннего аудита не должны быть вовлечены в выполнение текущих контрольных процедур. Напротив, каждое подразделение Компании и предприятий Группы ТМК должно отвечать за свою собственную систему внутреннего контроля и её эффективность. Служба внутреннего аудита не должна участвовать во внедрении систем внутренних контролей, но может консультировать по подбору необходимых инструментов контроля.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в российских компаниях организация внутреннего аудита преимущественно обеспечивается либо отдельной службой внутреннего аудита, либо ревизионным органов, созданным в соответствии с законодательством.


Внутренний аудит в зарубежных компаниях

Особенностью зарубежного аудита является то, что в зарубежном законодательстве дается более детальная классификация видов аудита. Например, в законодательных актах США, выделяют такие разновидности аудита, как внутренний, государственный аудит, управленческий и аудит регулирующих органов. Внутренний аудит представляет собой осуществляемую в интересах организации независимую деятельность внутренних аудиторов по проверке и оценке работы организации.

В 1941 г. в США относительно небольшой группой единомышленников, увлеченных изучением сущности внутреннего аудита, был основан Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors — IIA), который к настоящему времени превратился в международную профессиональную ассоциацию внутренних аудиторов со своими отделениями и филиалами более чем в 150 странах мира, в том числе и в России.

Многообразие направлений аудита, специфичность методов, применяемых внутренними аудиторами, и необходимость специальных знаний для объективного понимания отчетов внутренних аудиторов привело к необходимости создания специализированной структуры, отвечающей за взаимодействие между высшим менеджментом компании (единоличным исполнительным органом, членами совета директоров и пр.), которая получила название аудиторский комитет.

Появление аудиторского комитета в структуре управления компании было вызвано необходимостью постоянно «держать руку на пульсе» — оценивать риск компании, осуществлять надзор за полнотой и достоверностью финансовой отчётности, надёжностью и эффективностью систем контроля – требует поиска новых путей. Впервые аудиторские комитеты появились в структуре крупных компаний в США, затем в Европе, а затем в российских компаниях.

Так в компании General Motors (далее GM) целью Комитета по аудиту является содействие Совету директоров компании General Motors в контроле качества и целостности финансовой отчетности а, так же соответствии с нормативно-правовой требования, квалификации и независимости внешних аудиторов.

Комитет:

— самостоятельно и объективно контролирует эффективность процесса подготовки финансовой отчетности GM, системы контроля раскрытия информации и внутреннего контроля;

— проводит анализ и оценку процесса аудита внешних аудиторов GM;

— проводит анализ и оценку масштабов и эффективности функции внутреннего аудита;

Правление, внешние аудиторы, финансовые и высшее руководство GM, а так же сотрудники внутреннего аудита:

— проводят обзор политики GM, соблюдения этики и правовых актов;

— организуют контроль за подготовкой доклада Комитета по аудиту для ежегодного голосования;

— представляют периодические доклады о состоянии Совета.

Функция Комитета заключается в надзоре за внутренними аудиторами.

Основанная цель аудиторского комитета заключается в том, чтобы контролировать деятельность всех участников процесса финансовой отчетности и представлять свой отчет совету директоров, который несет ответственность перед акционерами. Эта цель должна достигаться при помощи оценки эффективности и управления всеми системами внутреннего контроля, включая и внутренний аудит. Для этого аудиторский комитет должен постоянно взаимодействовать со всеми участниками процесса: периодические встречи, согласование задач и ответственности участников, обсуждение существенных вопросов финансовой отчетности и вопросов контроля в компании.

На примере зарубежного опыта необходимость внутреннего аудита можно обосновать нижеследующими факторами:

1. Внутренний аудит является менее доступным, на данный момент, и в то же время недооцененным ресурсом, правильное использование которого может повысить эффективная деятельность предприятия;

2. Громкие корпоративные скандалы, прокатившихся по США и Западной Европе, дали основания считать, что институт внешнего аудита может дать серьезные сбои, вследствие которых, терпят банкротства даже крупнейшие компании;

3. Наличие в предприятии хорошего корпоративного управления, где одним из неотъемлемых звеньев становится внутренний аудит, — положительный сигнал для потенциальных инвесторов и кредиторов, повышающий инвестиционную привлекательность предприятии.

Возможно, в России необходимо ввести такую практику, которую проводят на Западе, т.е. сотрудники различных подразделений проходят стажировку в подразделении внутреннего аудита в качестве простых аудиторов. В силу своей специфики внутренний аудитор вполне является кандидатом на другие должности, требующие определенные знания. Например, аудитор может выступить в роли генерального директора по экономике и финансам, специалистом по проектированию и прогнозированию. Хороший, квалифицированный аудитор научится работать непосредственно с сутью проблемы, а многие управленцы не могут разобраться с этой суть. Многим предпринимателям это будет на руку, так как в лице одного человека, они могут иметь двух, а то и трех специалистов. Им не придется каждый раз увольнять одного рабочего, который не имеет специальных навыков и принимать на их место других, которые точно также не могут решить проблему или поставленную задачу

Оставьте комментарий

>