Правовые основы экономической безопасности предприятия


Проблема обеспечения экономической безопасности не является новой. Началом формирования данной проблемы в нашей стране, следует считать распад СССР и формирование «новой» России, крахом устаревших институтов и формированием новых, изменением менталитета людей и формированием нового восприятия действительности.

Российская Федерация как субъект экономических отношений, является частью выстроенного мировым хозяйством отношений и подвержена влиянию изменениям ситуаций в мире. Формирование глобальных кризисов распространяется на все государства с открытыми типами экономик, не исключением является и Россия. 

События прошедших лет в виде мировой пандемии, показали необходимость формирования новых методов защиты экономик государств от внешних и внутренних угроз. Возможно последствия распространения коронавирусной инфекции, станут фактором формирования «нового» глобального кризиса, ведь на протяжении периода новейшей истории мир еще не сталкивался с такими вызовами экономикам всех стран в один и тот же период времени. Уже сегодня большинство стран мира заявляют о снижении ВВП, ухудшении экономической ситуации, росте уровня бедности и сокращения рабочих мест . Это свидетельствует о том, что мир вступил в эпоху новых изменений, новых реалий, с которым ему предстоит справиться. От того как будет действовать каждое государство, каждый народ и каждое правительство, зависят скорость, качество и сама возможность выхода их формирующегося глобального кризиса.

В настоящее время пристального внимания научных, законодательных и правоприменительных органов требуют вопросы обеспечения экономической безопасности в новых условиях развития экономических отношений. В целом для экономического устойчивого роста и обеспечения экономической безопасности важным показателем является потенциал внутреннего рынка государства. Особенно в условиях снижения темпов роста мировой экономики одной из возможностей для развития отечественных компаний и поддержания роста экономики, минимизации последствий экономического кризиса является использование потенциала внутреннего рынка. Для реализации этой меры государству необходимо поддерживать платежеспособный спрос со стороны населения, контролируемый уровень инфляции и стабильность банковской системы.

Понятие «экономическая безопасность» закреплено в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В данном правовом акте, под экономической безопасностью понимается «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

В настоящее время правовую основу обеспечения экономической безопасности составляют:

— Конституция РФ;

— Международные договоры, ратифицированные РФ;

— Федеральные конституционные законы;

— Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»;

— Другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ;

— Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»

— Постановления Правительства РФ;

— Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области экономической безопасности.

Успешное и эффективное решение задач обеспечения безопасности предприятия достигается формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников структурных подразделений, в том числе и службы безопасности.

Основная часть нормативно – правовых актов, в сфере экономической безопасности, в большей степени регулирует эти вопросы с макро- уровня, нежели чем относится к субъектам предпринимательства. Та же Стратегия экономической безопасности направлена на противодействия вызовам нашей страны в целом.

Что касается конкретных субъектов хозяйствования, то в целях определения направлений устойчивого развития и достижения высокого уровня экономической безопасности, они сами должны разрабатывать локальные нормативные акты. Такой подход обусловлен тем, что каждое предприятие индивидуально. Каждый хозяйствующий субъект, в силу специфики и особенностей своей деятельности сталкивается с такими внешними и внутренними угрозами экономической безопасности, с которыми не сталкиваются другие предприятия. Поэтому и направления сдерживания данных угроз должны быть индивидуальными.

Таким образом, на основании проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

— экономическая безопасность предприятия представляет собой состояние защищенности предприятия от внешних и внутренних угроз, а так же обеспечение самостоятельности и способности реагировать не негативные ситуации;

— оценка экономической безопасности проводится на основании комплексного подхода. При этом в учет берутся финансовая, кадровая, производственная и техническая составляющая экономического субъекта;

— антикризисные меры, направленные на улучшение уровня показателей, характеризующих экономическую безопасность предприятия, будут способны показать положительные результаты, только в том случае, если менеджером изначально будут верно определены угрозы экономической безопасности;

— правовой основой, регламентирующей вопросы экономической безопасности на макро- уровне, выступают: Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»; Постановления Правительства РФ; другие нормативно – правовые акты. На микро- уровне, хозяйствующие субъекты должны сами определять направления своего развития и на локальном уровне разрабатывать и принимать соответствующие нормативные документы.

Оставьте комментарий

>