Методы контроля учета выпуска и продажи готовой продукции


Организация ведения бухгалтерского учета в производственном предприятии не будет достаточно эффективной без определенных видов контроля хозяйственных операций на каждом из участков учета. Одним из направлений контроля за учетом выпуска и реализации готовой продукции, является документальный контроль, а именно проверка первичной документации по формированию затрат, калькуляции себестоимости и реализации продукции. Первичные документы являются основой учета выпуска и продажи готовой продукции, т.к. каждая их хозяйственных операций, в том числе по формированию затрат и выпуску готовой продукции, должна оформляться документально. Отсутствие первичных документов или неправильное их заполнение может привести к искажению информации о реальной себестоимости готовой продукции, либо о доходах от ее реализации.

Первостепенной задачей внутреннего контроля первичной документации по формированию себестоимости готовой продукции, а также ее реализации, является устранение бухгалтерских ошибок, возникающих, как в процессе заполнения документов, так и в процессе определения тех или иных сумм.

Кроме внутреннего контроля, также существует и внешний контроль. Контролирующие органы уделяют особое внимание именно первичным документам по учету выпуска и реализации готовой продукции, что определено значением данных документов для формирования бухгалтерской и налоговой отчетности. Формой внешнего контроля за системой учета выпуска и реализации готовой продукции на предприятии, является внешний аудит, который может проводиться, как по решению собственников компании, так и согласно законодательству на условиях обязательности.

Целью такой аудиторской проверки является выявление факта наличия готовой продукции при реализации в необходимом количестве, а также сверка показателей сумм реализации в регистрах бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Аудит учета выпуска и продажи готовой продукции осуществляется на основе предоставленных документов: карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения, товарные накладные, доверенности покупателей, ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами (платежные поручения, требования), кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 20, 40, 43, 46, 50, 51, 62, 90 и др.

Необходимость оперативного исправления допущенных ошибок в первичных документах, является способом избежания штрафных санкций со  стороны контролирующих органов. Все это говорит о том, что на предприятии должны систематически проводиться проверки правильности заполнения и формирования первичной документации по учету выпуска и реализации готовой продукции.

В связи с тем, что учет выпуска и реализации готовой продукции, является особо значимым в деятельности производственного предприятия, в таких компаниях целесообразно внедрить службу внутреннего аудита (СВА).

Деятельность службы внутреннего аудита должна быть направлена не только на фактическую проверку наличия и объемов реализации готовой продукции, но и разработку практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности организации бухгалтерского учета, выпуска и продажи готовой продукции. На рисунке 1 представлены источники информации для внутреннего аудита готовой продукции на предприятии.

Рисунок 1 — Источники информации для внутреннего аудита готовой продукции на предприятии

Служба внутреннего аудита, организуя проверку данного участка бухгалтерского учета должна решать следующие задачи:

— оценивать правильность отражения в учете сырья и материалов для производства готовой продукции;

— оценивать обоснованность и правильность формирования фактической себестоимости готовой продукции, отслеживать правильность оформления операций по выпуску и реализации готовой продукции в бухгалтерском учете;

— осуществлять контроль за организацией бесперебойного цикла производственно-сбытовой детальности;

— проводить анализ и выявлять резервы повышения эффективности производства и реализации готовой продукции;

— разрабатывать мероприятия по повышению эффективности финансового и управленческого учета выпуска и продажи готовой продукции.

Исследовав особенности организации контроля учета выпуска и продажи готовой продукции стоит отметить, что функции наделенных на этот контроль полномочиями лиц не ограничиваются только рамками оценки учетных операций по выпуску и продажи готовой продукции. данные лица так же осуществляют оценку эффективности производственно сбытовой деятельности предприятия и выявляют резервы его экономического роста.


Таким образом, на основании изученного материала, касающегося теоретических аспектов бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции, можно сделать следующие выводы:

— готовая продукция представляет собой продукт или изделие, которое прошло все стадии технического производства и обработки и готово к реализации покупателям и заказчикам. При этом в нормативно-правовых актах, а именно в ФСБУ 5/2019, под готовой продукцией понимается, прежде всего, конечный результат производственного цикла;

— существует несколько методов оценки готовой продукции, к таким методам можно отнести: метод оценки по фактической себестоимости; метод оценки по плановой (нормативной) себестоимости; метод оценки по неполной (сокращенной) себестоимости; методы оценки продажным ценам и тарифам;

— существует два варианта учета выхода продукции, первый вариант с использованием счета 40 «Выпуск продукции», с последующим выявлением отклонений между учетной и фактической себестоимостью. Второй вариант – без использования счета 40 «Выпуск продукции», с применением счета 43 «Готовая продукция», в данном случае все затраты, сразу относятся на этот счет;

— контроль за учетом выпуска и реализации продукции на предприятии может проводиться с нескольких направлений, а именно внутренний контроль, когда на предприятии создана служба внутреннего контроля и или аудита, проводится без привлечения сторонних организаций. И внешний контроль, когда по определенным причинам или обстоятельствам для оценки достоверности системы учета выпуска и продажи готовой продукции привлекаются внешние аудиторы.

Оставьте комментарий

Adblock
detector