Структура пенсионной системы РФ


Структура современной пенсионной системы

В пенсионной системе России на протяжении нескольких последних лет, происходит ряд событий и изменений, которые касаются всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.


Структура пенсионной системы в Российской Федерации (схема)

Структура пенсионной системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Структура пенсионной системы РФ
Пенсионная система РФ

Структура пенсий в РФ

Пенсия в России состоит и двух частей: страховой и накопительной. Страховая пенсия — это часть пенсии, которую обеспечивает государство в лице Пенсионного фонда. Для того чтобы ПФР мог ее платить, предприятия-работодатели отчисляют в фонд определенный процент от зарплаты работника. Эта пенсия индексируется государством на величину инфляции. А если денег на ее выплату не хватает, дефицит ПФР покрывается из бюджета.

Ранее, страховая пенсия назначалась при достижении пенсионного возраста — ранее он для мужчин составлял 60 лет, а для женщин — 55 лет. Но в 2018 году президент России подписал закон о постепенном повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60 лет (таблица 1).

Таблица 1 – График повышения пенсионного возраста в России

Изменение сроков выхода на пенсию в РФ
Срок выхода на пенсию

[flat_ab id=»5″]

Необходимо отметить, что первоначальный законопроект, предусматривающий изменение периода трудоспособности граждан, содержал более жесткий вариант реформы — каждый год увеличение на 1 год (без права досрочного оформления на 6 месяцев раньше в 2019 и 2020 гг.), а также увеличение срока выхода на пенсию для женщин на 8 лет (т.е. с 55 до 63 лет). Но в ходе рассмотрения проекта в Государственной Думе была принята поправка, смягчающая предложенные параметры (предложена она была Президентом В.В. Путиным).

На сегодняшний день против повышения пенсионного возраста настроено не только рядовое население страны, но и парламентарии, подавшие иск в суд, для рассмотрения целесообразности принятого закона. Согласно Конституции изменения, которые вносятся в законодательство с нарушением интересов и прав человека считаются противоправными. Реформа привнесла следующие перемены:

— повышение размера пенсии в среднем на 1000 рублей каждый год, пока не будет достигнут установленный лимит;

— в 2019 году возраст выхода на пенсию повысится на полгода;

— установление льгот для граждан предпенсионного возраста, которые смогут «до самого последнего» трудиться на производстве;

— сохранены некоторые льготы для граждан, чей труд признан вредным и тех, кто служит в силовых структурах.


Сколько в России пенсионеров?

Динамика общей численности пенсионеров в РФ представлена на рисунке 2.

Количество пенсионеров в РФ
Динамика численности пенсионеров в РФ

[flat_ab id=»5″]


Для чего поднимают пенсионный возраст?

Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.

Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.

Накопительная пенсия придумана с целью дать возможность будущему пенсионеру увеличить размер пенсионных накоплений. Дело в том, что отчисления, которые работодатель делает на страховую часть пенсии (16% от зарплаты работника) идут на нужды нынешних пенсионеров. А отчисления на накопительную часть (6% от зарплаты) по идее должны накапливаться на пенсионном счете гражданина и использоваться только по достижении им пенсионного возраста.

В зависимости от выбора каждого человека эти отчисления поступают либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в государственный Внешэкономбанк, которые управляют пенсионными вложениями граждан, инвестируя их в акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации и т.д. С 2014 году отчисления в накопительную часть были заморожены. Поэтому пока что все взносы идут на страховую часть пенсии, то есть тратятся на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений. Кроме того, при желании можно оформить индивидуальный пенсионный план в НПФ и самостоятельно перечислять часть дохода на формирование негосударственной пенсии.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы.


Методы оценки эффективности пенсионной системы

Оценка эффективности пенсионной системы осуществляется по следующим направлениям:

— показатели параметров пенсионного обеспечения (пенсионный возраст, распространенность досрочного выхода на пенсию, система тарифов страховых взносов, эффективная ставка страховых взносов, правила индексации и формирования пенсионных прав, требования к минимальному страховому стажу);

— показатели оценки уровня жизни пенсионеров (коэффициент замещения, динамика среднего размера пенсии);

— демографические показатели оценки пенсионной системы (соотношение иждивенцев и занятых, продолжительность жизни, вероятность дожития до пенсии);

— экономические показатели воздействия пенсионной системы на экономику на основе сценарного подхода (расходы на пенсионные выплаты в ВВП, пенсионные накопления);

— финансовая сбалансированность пенсионной системы (дефицит бюджета, межбюджетные трансферты, показатели устойчивости бюджета).

[flat_ab id=»5″]


Направления совершенствования пенсионной системы в РФ

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения, представляется более эффективным использование цивилизационной парадигмы (подхода). Суть предлагаемого подхода состоит в том, что умножение и укрепление человеческого ресурса российской цивилизации в ситуации острого дефицита в ней количества и качества человеческого ресурса – в сравнении с другими конкурентными цивилизациями (США, ЕС, Китаем и проч.) – должно стать важнейшей национальной задачей.

В рамках цивилизационной парадигмы приращение человеческого ресурса РФ и российской цивилизации в целом предполагает решение следующих основных задач:

— обеспечение поддержки материнства и детства («пенсия» в данном случае должна учитывать родительский вклад людей и быть одним из мотиваторов для женщин, рождающих и усыновляющих детей); аналогичным образом она может быть и мотиваторов для мужчин находиться как можно дольше в браке с одной женщиной;

— блокировка утечки кадров за рубеж (финансовая мотивация – пенсионная защита специалистов в старости: учет в пенсионных выплатах не только стажа и профиля работы, но также уровня образования, ученой степени, наличия изобретений и т.п.);

— закладка мотиваций у работников служить и работать честно, без воровства, а также служить в силовых структурах, а также работать в тех или иных жизненно важных для государства сферах (на госслужбе, в школах, в северных и восточных регионах и т.п.);

— стимулирование владельцев бизнеса выдавать зарплату работникам в белую и платить все налоги,

— стимулирование спроса через безналичное поступление средств на счета пенсионеров.

[flat_ab id=»5″]

Помимо этого, пенсионная реформа должна предполагать:

— сокращение расходной части вплоть до упразднения (в течение 5-7 лет) нынешних государственных пенсионных фондов и их раздутых аппаратов как рудимента с заменой этой системы вороватых посредников системой прямых выплат государства пенсионерам или детей родителям);

— соответствующее сокращение вплоть до упразднения налога в пенсионные фонды и, таким образом, снятие драконовского налога с бизнеса плюс ликвидация серых и черных зарплатных схем;

— стимулирование системы негосударственных добровольных накоплений, в первую очередь, через банковские счета (как, к примеру, в Сингапуре);

— разделение пенсионных выплат на две составляющие: постоянную и переменную (бонусную).

То есть, так называемые пенсии могут и должны стать одним из важнейших инструментов управления демографическим ресурсом (а заодно — одним из драйверов экономического развития).

Таким образом, пенсионная система России в настоящий момент состоит из трех основных уровней: обязательное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение; негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение. Современная национальная пенсионная система России характеризуется совокупностью правовых, экономических и организационных институтов и норм, объединенных общей целью – предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Оставьте комментарий

>