Развитие туризма как фактор повышения социально-экономического развития муниципальных образований

В настоящее время в нашей стране наблюдается повышение интереса граждан к внутреннему туризму, что оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие отдельных территорий. Прежде всего, на развитие внутреннего туризма оказало влияние сокращение туристического потока в зарубежные страны, в последние четыре года по сравнению с доковидным 2019 годом. Динамика числа выездных туристических поездок граждан России в зарубежные страны, а также иностранных граждан в Россию, за последние пять лет, отражена в таблице 1.

Таблица 1Динамика выездных и въездных туристических поездок граждан России в другие страны и иностранных граждан в России, млн. ед.

Направления2019 г.2020 г.2021 г.2022 г.2023 г.Темп роста 2023 г. к 2019 г., %
Выездные45,312,319,222,425,355,84
Въездные24,46,37,18,28,233,6

Несмотря на положительную динамику в период с 2020 г. по 2023 г., общее сокращение числа выездных поездок граждан за границу в 2023 году по сравнению с доковидным 2019 годом составило около 45%, а сокращение числа въездных поездок иностранных граждан в России за тот же период составило 66,4%. Не акцентируя отдельное внимание на факторы, способствующие такой динамике показателей туристического потока, можно сделать логичный вывод о том, что в настоящее время, по сравнению с 2019 годом, можно наблюдать высвобождение потенциального количества российских туристов в количестве около 20 млн. человек, способных стать истопником экономического стимула для развития внутреннего туризма. Конечно, сокращение зарубежных туристических направлений уже сыграло существенную роль на развитие внутреннего туризма. Сокращение зарубежных поездок, на фоне сложившейся политической и экономической ситуации, не только в нашей стране, но и в мире, ведет к изменению предпочтений отечественных туристов, которые начинают ценить уникальные культурные и природные особенности своих или соседних регионов. В результате, местные курорты и достопримечательности получают дополнительное внимание и финансирование, что способствует развитию внутреннего туризма, а также социально-экономическому развитию самих территорий муниципальных образований.

Основными проблемами, которые встречают на своем «туристическом пути», отечественные туристы, решившие посетить местные курорты и достопримечательности, выступают:

— во-первых, качество и уровень инфраструктуры, необходимой для предоставления качественных туристических услуг. Большинство регионов России, при наличии высокого туристического потенциала, не могут предоставить должного уровня сервиса, удобного транспорта, условий для комфортного размещения туристов, что негативно сказывается на общем впечатлении от путешествия, а также на потенциальный уровень спроса на туристические услуги на территории таких регионов;

— во-вторых, высокие цена на туристические услуги. В тех регионах в которых все же развита туристическая индустрия, порой цены на туристические услуги в разы превышают аналоги, предлагаемые отдельными зарубежными странами. В условиях увеличенного спроса на внутренний туризм, некоторые регионы испытывают недостаток в качественных предложениях и услуг, что приводит к завышению цен.

— в-третьих, сезонность туристического потока. Многие регионы России имеют выраженный сезонный характер туризма, что приводит к переполненности объектов в высокий сезон и недостатку туристов в низкий. Попытки приспособиться к круглогодичному предоставлению туристических услуг не всегда приводят к результатам.

Конечно, спрос рождает предложение, что является основополагающим принципом экономики, а увеличение спроса на туристические услуги ведет к развитию внутреннего туризма в целом. Строятся дороги, оборудуются места отдыха, развиваются гостиничные комплексы и так далее. Динамика ввода в действие гостиниц и гостиничных комплексов в России представлена в таблице 2.

Таблица 2Динамика ввода в действие гостиниц и гостиничных комплексов в России, единиц

Направления2019 г.2020 г.2021 г.2022 г.2023 г.Темп прироста 2023 г. к 2019 г., %
Гостиницы144891171113245217002515373,6
Мотели6740469149358434,3

Общее количество введенных в действие в России гостиниц и гостиничных комплексов в 2023 году по отношению к 2019 году возросло на 73,6%, а количество введенных в действие мотелей увеличилось на 434,3%, что говорит о значительном росте внутреннего туризма в России и повышении интереса к туристическим услугам. Увеличение числа гостиниц и мотелей свидетельствует о том, что спрос на размещение и услуги для туристов продолжает расти, что, в свою очередь, побуждает инвесторов и предпринимателей развивать инфраструктуру. В свою очередь, увеличение числа мотелей свидетельствует о спросе на более доступные варианты размещения, что делает внутренний туризм более доступным для широкой аудитории.

Развитие туристической инфраструктуры на территории муниципальных образований открывает новые горизонты для инвесторов. Те территории, которые обладают природными и культурными ресурсами, становятся привлекательными для инвесторов, стремящихся вложить свой капитал и получить прибыль. Инвесторы строят гостиницы, рестораны, развлекательные комплексы и другие объекты туристической инфраструктуры, что в свою очередь, приводит к созданию новых рабочих мест, а как следствие, положительно сказывается на уровне занятости местного населения.

Таким образом, развитие туризма является одним из факторов повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований. Туризм наравне с другими экономическими стимулами выступает в роли локомотива, дающего возможность увеличить инвестиции не только в саму туристическую отрасль, но и в инфраструктуру муниципального образования. Местные органы власти должны осуществлять взаимодействие с потенциальными инвесторами, ведь в итоге, социально-экономическое развитие территории муниципального образования предполагает появление новых источников пополнения местных бюджетов налоговыми отчислениями.

Оставьте комментарий

>