Методики и показатели анализа систематических финансовых рисков
Анализ валютных рисков
Анализ валютных рисков. «Классический» метод измерения величины риска основан на использовании в качестве его оценки дисперсии, среднее квадратического отклонения и коэффициента вариации.
Анализ процентных рисков
Анализ процентных рисков. Под процессом оценки риска понимается сопоставление вариантов предлагаемых решений с учетом возможных выгод и потерь [11, с. 24]. Для анализа процентных рисков используется ряд следующих методов:
Оценка уровня и динамики процентной маржи — данный показатель позволяет определить, как формируется маржа фирмы, покрывающая затраты и приносящая прибыль, и как она изменяется в конкретном периоде. Каждое предприятие самостоятельно формирует достаточный коэффициент процентной маржи, с допущением, что он является минимальным пределом. Помимо этого, о росте процентного риска может говорить отрицательная или нулевая процентная маржа, а также фактическое ее падение.
Оценка уровня и динамики коэффициента спреда — явно отражает эффективность проводимой предприятием процентной политики, демонстрирует прибыльность проводимых операций по предприятию в совокупности. Организация самостоятельно устанавливает стандартный спред, ориентированный на данный о предыдущих периодах и/или на мировые стандарты (1,25%).
ГЭП-анализ — позволяет проанализировать структуру баланса предприятия относительно тех активов, которые подвержены колебанию процентных ставок, определить их соотношение и эффективность формирования. Абсолютный ГЭП (разница между активами, подверженными изменению процентных ставок, и пассивами, подверженными изменению процентных ставок) демонстрирует чистый процентный доход. Также это значение (если оно положительное) соответствует сумме средств, на которые увеличится прибыль от повышения процентной ставки или образуется убыток при ее снижении. Отрицательный гэп противоположен по своему влиянию относительно роста/снижения процентной ставки. Таким образом можно определить направления изменения чистого процентного дохода.
Дюрация (метод управления длительностью) — данный метод помогает определить средневзвешенный период, по истечению которого окупятся вложенные средства при условии, что весами выступают дисконтированные платежи. Низкая дюрация говорит о низких рисках, в то время как высокая о высоких рисках и волатильности цены на инструмент.
Для инструментов, по которым доход будет получен на дату погашения, дюрация равна периоду существования договора по этому инструменту, а для тех активов, которые предполагают получение денежных выплат (потоков) в течении длительности существования договора на них, дюрация будет всегда меньше времени существования договора.
Имитационное моделирование — В данном случае создается математическая модель, которая учитывает текущее состояние предприятия и необходимый для эффективного осуществления своей деятельности уровень процентных ставок. Затем, для прогнозирования дальнейшего движения процентных ставок, учитываются переменные показатели, характеризующие изменения во внешней и внутренней среде, а также в деятельности компании.
При этом учитывается ряд положений: а) текущее состояние баланса, б) текущие процентные ставки, в) адекватный диапазон моделирования, г) переоценка денежных потоков и изменения их характеристик. Данный способ опирается на предполагаемые величины, которые отражаются в: а) реинвестирование денежных потоков, б) эффект от проведения потенциальных операций и их стоимость.
Анализ ценовых рисков
Анализ ценовых рисков. Анализ данных видов финансовых рисков в большей степени основан на методах маркетингового анализа цен конкурентов, анализа поставщиков, товарного ассортимента. Так, анализируя ценовой риск, предприятие может использовать показатели широты ассортимента и широты рынков сбыта продукции, что позволит более рационально установить цену на реализуемую продукцию, товары и услуги.
Широта ассортимента – показатель, характеризующий количество товарных групп предприятия, рассчитывается следующим образом:
J = J1/J
где, J – широта ассортимента;
J1 – количество ассортимента на анализируемый момент;
J – общее количество ассортимента.
Широта рынков сбыта – показатель, характеризующий количество рынков сбыта предприятия, рассчитывается следующим образом:
R = R1/R
где, R – широта рынков сбыта;
R1 – количество рынков сбыта на анализируемый момент;
R – общее количество рынков сбыта.
Существуют так же и иные показатели, которые с качественной стороны характеризуют косвенно уровень ценовых рисков и положения предприятия на рынке:
— коммерческие связи;
— конкурентоспособность (предприятия и продукции);
— деловая репутация;
— эффективность управления.
Таким образом, в целях оценки финансовых рисков необходимо подходить рационально к оценке каждого вида риска. При этом методы оценки отдельных видов финансовых рисков существенно отличаются друг от друга. Наиболее важным и значимым с точки зрения уровня оценки финансовых рисков, на наш взгляд, является оценка риска возможности снижения уровня финансовой устойчивости, уровня ликвидности и платежеспособности, а как следствие и уровня возникновения вероятности несостоятельности (банкротства).
Читайте также:
- Методы и способы анализа финансовых рисков
- Понятие и классификация финансовых рисков предприятия
- Способы управления финансовыми рисками предприятия
- Анализ инвестиционных и инфляционных рисков предприятия
- Анализ рисков несбалансированной ликвидности и кредитных рисков предприятия
- Анализ рисков снижения финансовой устойчивости предприятия